15.03.2005

Coca-Cola выжимает российские соки, чтобы найти управу на PepsiCo



Как стало известно Ъ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство о покупке компанией, аффилированной с американской Coca-Cola, компании "Мултон" (Санкт-Петербург) – второго по объемам российского производителя соков. Таким образом, сделка вступила в финальную стадию. По мнению аналитиков, интерес Coca-Cola к петербургской компании вызван наличием в портфеле "Мултона" брэндов, способных успешно конкурировать с продукцией основного конкурента американской корпорации – PepsiCo.

    Компания "Мултон" располагает двумя заводами – в подмосковном Щелкове и в Санкт-Петербурге, совокупная мощность которых составляет около 500 млн литров в год. Основные марки компании – "Добрый", Nico, Rich. Оборот компании за 2004 год составляет $330 млн, акционеры – группа частных инвесторов.

Информация о переговорах о продаже бизнеса между двумя компаниями появилась около месяца назад. Именно тогда с ходатайством "на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйственной деятельности ЗАО 'Мултон'" обратилась структура, аффилированная с Coca-Cola,– Star Bottling Limited. В обеих компаниях отказались комментировать это обращение. Директор по связям с общественностью "Мултона" Сергей Лавриненко подтвердил факт переговоров "о возможных инвестициях в бизнес компании", при этом он отказался говорить, о каком инвесторе идет речь. В свою очередь, в российском отделении Coca-Cola корреспонденту Ъ заявили, что всегда рассматривали возможности для обеспечения новыми продуктами и услугами своих потребителей, однако в настоящий момент не могут подтвердить "ни ближайшие планы новых запусков в соковом сегменте в России, ни принятие решения о приобретении местного сокового производства".

Как стало известно Ъ, на прошлой неделе ФАС приняла решение одобрить ходатайство Star Bottling Limited. Таким образом, по мнению аналитиков, переговоры между компаниями вступили в финальную стадию. "Разрешение ФАС предварит скорое объявление о завершении сделки",– уверен аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов. После успеха на фондовом рынке лидера отрасли ОАО "Лебедянский" (размещение 19,9% акций принесло компании $151 млн (см. вчерашний Ъ)) эксперты уверены, что за контроль над номером два сокового рынка Coca-Cola заплатит тоже рекордную сумму. "В настоящий момент компания стоит более $0,5 млрд,– уверена аналитик 'Ренессанс Капитал' Наталья Загвоздина.– Конечно, эта сумма завышена, но сейчас очень удобный момент для продажи пищевого бизнеса".

По информации Ъ, интерес Coca-Cola к "Мултону" объясняется не только лидирующим положением, которое компания занимает на рынке: наибольшую заинтересованность Coca-Cola вызвал портфель брэндов компании и прежде всего марка Rich. По мнению маркетологов Coca-Cola, именно продукция этой марки может успешно конкурировать с соками компании PepsiCo, выпускаемыми под маркой Tropicana на заводе "Нидан". Источник Ъ на Coca-Cola сообщил, что американская корпорация даже предложила "Мултону" выкупить брэнд Rich. Однако собственники соковой компании отказались.

Аналитики считают версию, согласно которой петербургское предприятие покупается для противодействия основному конкуренту, очень реалистичной. Дело в том, что собственный брэнд в премиальном сегменте – Minute Maid – Coca-Cola успешно запустить так и не удалось. В настоящий момент эта марка продается в России только в ресторанах McDonalds. Поэтому компания остро нуждалась в премиальной марке. Эксперты уверены, что Rich для этого подходит лучше всего. "Чтобы не дать Pepsi укрепить свои позиции на рынке соков, Coca-Cola был необходим сравнимый с Tropicana брэнд,– говорит Наталья Загвоздина.– Именно таким и является Rich, который в дальнейшем можно выводить и на международные рынки". С ней согласна Ольга Малинкина, директор количественных исследований TNS MIC. "В настоящий момент проще купить чужое, чем еще раз выводить на рынок свое",– уверена госпожа Малинкина.

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ



КоммерсантЪ