14.03.2005
Патэрсон - Сеть универсамов

"Патэрсон" отказался от водки Nemiroff. Компании поссорились из-за пяти копеек



Сеть "Патэрсон" разрывает отношения с самым известным в России производителем украинской горилки – компанией Nemiroff. Накануне ритейлер обвинил украинцев во вмешательстве в его коммерческую политику, в ответ Nemiroff уличил сеть в демпинге. Между тем цена вопроса – всего пять копеек с бутылки, что никак нельзя считать существенным для обеих компаний. Поэтому некоторые эксперты полагают, что "Патэрсон" специально затеял скандал, чтобы раскрутить свой новый проект – экспансию на украинский рынок.

    Сеть "Патэрсон" включает 45 супермаркетов, из них 23 – в регионах. Оборот в 2004 году составил $250 млн. В этом году компания открыла первый супермаркет в Киеве. В рейтинге крупнейших ритейлеров Ъ "Патэрсон" занимает 19-е место.

Компания Nemiroff – второй по величине украинский производитель алкоголя. Продажи в 2004 году составили около 6,7 млн дал алкогольной продукции, оборот – более $100 млн. На российском рынке доля компании составляет около 1,2% в стоимостном выражении.

О конфликте российского ритейлера с украинскими водочниками стало известно из пресс-релиза, распространенного "Патэрсоном" в пятницу вечером. В довольно резких выражениях "Патэрсон" уведомил "о расторжении договорных отношений и прекращении розничных продаж продукции Nemiroff во всех супермаркетах сети в России и на Украине". "Nemiroff начал диктовать нашему украинскому представительству ЧП 'Патерсон', какие цены следует устанавливать на их водку",– поясняет пиар-директор "Патэрсона" Ева Прокофьева. В свою очередь, представитель Nemiroff Наталья Коновалова обвинила торговцев в намерении опустить цены на продукцию компании ниже норм, заложенных в договоре поставок. "Из поведения киевского 'Патэрсона' можно сделать вывод, что эта сеть одним из видов конкурентной борьбы для себя видит демпинг, что для нас категорически неприемлемо",– заявила она Ъ.

Конфликт между "Патэрсоном" и Nemiroff – первая ссора ритейлера и поставщика, преданная ими широкой огласке. Подобные выяснения отношений довольно часты на рынке, однако, как правило, стороны предпочитают не делать их достоянием общественности. Тем более что представители обеих компаний признают, что конфликт возник в буквальном смысле из-за нескольких копеек. В магазине "Патэрсон" в Киеве водка Nemiroff продавалась по 9 гривен за бутылку, производитель же настаивал на цене 9 гривен 5 копеек. Также копеечным можно считать и ущерб сторон. По данным госпожи Прокофьевой, доля Nemiroff составляет всего 2% продаж алкоголя в сети; доля "Патэрсона" в объеме продаж Nemiroff и того меньше – 0,1%.

Участники российского рынка удивлены поднятой шумихой. "Такие конфликты рано или поздно всегда заканчиваются новым договором,– говорит Константин Попов, вице-президент Русской винно-водочной компании.– Наверное, 'Патэрсон' просто захотел таких же выгодных цен и условий, как Metro Cash & Carry, ведь он теперь позиционирует себя как международного ритейлера. Им придется договариваться".

Украинские же эксперты уверены, что "Патэрсон" пошел на конфликт и предал его огласке намеренно. "Это в стиле 'Патэрсона'. Например, недавно он пожаловался в антимонопольный комитет на местных ритейлеров Fozzy Group и 'Велика кишеня', которые через поставщиков якобы давят на него. Раньше ни с того ни с сего заявил, что покупает крупнейшую сеть Украины 'Сiльпо'. Ему нужно сделать пиар своему единственному магазину в Киеве, вот он и скандалит с известными компаниями",– заявил Ъ источник в одной из украинских сетей. "Пока 'Патэрсон' в Киеве незаметен для поставщиков и конкурентов",– подтверждает пиар-директор Fozzy Group Денис Богуш.

СЕРГЕЙ Ъ-КАНУННИКОВ, ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ



КоммерсантЪ