14.03.2005

Грядет революция на рекламном рынке



В Госдуме считают, что действующий закон не поддается исправлению "косметическими методами".

В четверг комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовал депутатам принять в первом чтении новую редакцию федерального закона "О рекламе". Как передает парламентский корреспондент Страны.Ru Елена Земскова, этот документ направлен на сокращение потока рекламы как в СМИ, так и на улицах, и содержит целый ряд принципиальных новшеств, вокруг которых в ближайшее время может развернуться настоящая лоббистская война.

Законопроектом устанавливаются общие требования к рекламе, способы ее распространения, требования и ограничения рекламы отдельных видов товаров, а также основы государственного контроля в этой сфере. Обсуждение этого документа на пленарном заседании состоится не раньше апреля, однако уже сейчас можно сказать, что он вызовет немало возражений - критические замечания звучат как в самой Думе, так и со стороны правительства.

Глава профильного комитета Валерий Драганов подчеркнул, что "разработка этого документа вызвана отрицательным отношением общества к рекламе". По его словам, "с одной стороны, принятие этого закона призвано успокоить бизнес, а с другой стороны, потребовать от него ответственности". В свою очередь, один из разработчиков законопроекта, депутат Владимир Мединский ("Единая Россия"), пояснил, что российский рекламный рынок со времени принятия прежнего закона "О рекламе" в 1995 г. изменился настолько серьезно, что пытаться корректировать его регулирование лишь косметическими методами было бы достаточно тяжело. "До сих пор рекламные нормы, которые зачастую противоречили друг другу, были разбросаны по десяткам законов. Теперь же все они будут сведены в единый закон", - сказал он.

По мнению Мединского, принятие новой редакции закона снизит количество рекламы в электронных СМИ на одну треть. Это будет связано главным образом с ограничением объема рекламы на телевидении и радио: согласно законопроекту, доля рекламы не должна будет превышать 20% суточного эфирного времени. Кроме того, по новым правилам, бегущая строка на телевидении должна идти не более пяти минут и занимать не более 7% площади кадра, а рекламу в трансляциях спортивных состязаний можно будет показывать только во время перерывов в самих играх. По мнению Мединского, значительное уменьшение количества рекламы принесет пользу как ее потребителям, так и рекламодателям. "Рекламы будет меньше, и в результате она станет менее навязчивой и более качественной", - отметил депутат в интервью Стране.Ru.

В документе содержится целый ряд принципиальных новшеств. В частности, авторы законопроекта намерены навести порядок в уличной рекламе. Порядок размещения билбордов и растяжек на улицах и автомагистралях будет более детализирован, а передача ряда полномочий городским властям позволит, по мнению разработчиков закона, добиться общего сокращения количества уличной рекламы.

Кроме того, в рекламе медикаментов будет запрещено "запугивание" последствиями болезней, а в рекламе биодобавок - утверждать, что они являются медицинскими препаратами и приводить агитирующие высказывания тех, кто эти вещества употреблял. При дистанционной продаже по телевидению рекламодателя обяжут указывать юридический адрес торгующей фирмы. Будет запрещена наружная реклама игорных заведений и лотерей и их реклама на радио и телевидении с 7 до 22 часов. Закон также запрещает звуковую рекламу в общественном транспорте (если эта норма в законе останется, то ей особо будут благодарны те, кому каждый день приходится пользоваться эскалаторами в метро).

Новую войну начинают и против спама - вне закона будет поставлена любая реклама по сотовой, факсимильной и интернет-связи, которую не запрашивает потребитель.

С другой стороны, законопроект предполагает пересмотр или отмену прежде действовавших ограничений. Водку, пиво и сигареты вновь можно будет рекламировать в газетах и журналах (кроме первых и последних страниц и изданий для несовершеннолетних). Для общественно-политических СМИ снимается ограничение по рекламе в 40% площади.

Однако если сейчас прерывание рекламой детских и образовательных передач не допускается, а прерывание фильмов возможно только по согласованию с правообладателем, то новый закон эти ограничения снимает, запрещая прерывать рекламой только религиозные и детские передачи продолжительностью менее 25 минут. Ограничения на рекламу на телевидении не будут касаться и спонсорства телепередач. В связи с этим у коммуниста Валентина Романова уже сейчас имеются принципиальные возражения. "Почему выступления отца Кирилла не прерывают рекламой, а ребенку не дают спокойно посмотреть мультфильмы?", - задал он вопрос на заседании комитета.

Следующим шагом должно стать увеличение штрафов за нарушение положений закона, иначе вся борьба с некачественными рекламодателями окажется бесполезной, считает Владимир Мединский. Однако до этого времени депутатам предстоит согласовать положения законопроекта, а возражений к нему действительно ожидается немало. Так уже сейчас правительство рекомендует авторам документа более четко прописать положения закона с тем, чтобы не допустить незаконное рекламирование продукции на телевидении в завуалированной форме. По мнению правительства, необходимо вернуть в текст законопроекта и нормы, запрещающие распространение скрытой рекламы, воздействующей на подсознание людей (использование технологии 25-го кадра, двойной звукозаписи и т.п.), а также требования к ее этичности. // "Страна.Ru"

Новости наружной рекламы