05.03.2005


С "ЮКОСа" требуют еще $3,8 млрд. "Роснефть" считает, что эту сумму "ЮКОС" должен "Юганскнефтегазу"



Ирина Резник
Николай Борисов

“Роснефть” требует с “ЮКОСа” $3,8 млрд, которые, по ее мнению, он задолжал своей бывшей “дочке” “Юганскнефтегазу”. Долг возник из-за того, что все средства, поступающие на счета “ЮКОСа”, списывались в бюджет.


Сумма налоговых претензий к “ЮКОСу” – $27,5 млрд, из них погашено $4,9 млрд. В счет налогового долга в декабре 2004 г. главный актив “ЮКОСа” – “Юганскнефтегаз” был продан на торгах за $9,35 млрд ООО “Байкалфинансгрупп”, которое вскоре купила “Роснефть”. В 2004 г. “Юганск” добыл 54 млн т нефти. На декабрь 2004 г. сумма обязательств и поручительств “Юганска” – около $8 млрд. Из них $5,1 млрд – претензии по неуплате налогов за 2001–2003 гг., $1,4 млрд – поручительства перед западными банками, остальное – долг перед поставщиками и текущая налоговая задолженность.

“Роснефть” требует от “ЮКОСа” выплатить $3,8 млрд, которые он задолжал “Юганскнефтегазу”, угрожая в противном случае взыскать эти деньги через суд. Письмо “Роснефти” с требованием выплатить эту сумму до 28 февраля датировано 18 февраля, а “ЮКОС” получил его 25 февраля, говорится в ходатайстве “ЮКОСа”, поданном в четверг в Хьюстонский суд.

Представитель “Роснефти” подтвердил “Ведомостям”, что требование “ЮКОСу” было направлено, но иска в суд компания пока не подавала. Он затруднился сообщить, когда иск может быть подан, и объяснить происхождение долга на $3,8 млрд.

В ходатайстве “ЮКОСа” требование “Роснефти” названо несправедливым, поскольку основная часть суммы была списана с его счетов судебными приставами. Как пояснил “Ведомостям” сотрудник “ЮКОСа”, с начала прошлого года компания стала напрямую закупать у своих “дочек” нефть и продавать ее за комиссионные. До этого нефть “дочек” реализовывали в основном трейдеры “ЮКОСа”, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением.

Однако летом прошлого года счета “ЮКОСа” были арестованы, и все средства от продажи нефти, поступающие на счета, автоматически списывались судебными приставами в счет налогового долга. “В такой ситуации компания физически не могла возвращать выручку своим “дочкам”, включая “Юганск”, — говорит сотрудник “ЮКОСа”.

“Роснефть” стремится взыскать с “ЮКОСа” деньги, чтобы частично расплатиться по своим долгам, достигающим, по ее утверждению, $20 млрд, полагает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. Он напоминает, что “Роснефть” уже начала разбираться с долгами “Юганска” и ведет переговоры с ФНС о реструктуризации налогового долга бывшей “дочки” “ЮКОСа”. Пока “Роснефти” сопутствует успех: в феврале Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил поданную еще “ЮКОСом” жалобу и направил на повторное рассмотрение претензии налоговиков к “Юганску” на сумму свыше 9 млрд руб. “Роснефти” предстоит разбираться еще и с банками — кредиторами “ЮКОСа”, которые потребовали с госкомпании немедленно погасить оставшуюся часть долга на $1,4 млрд, поручителем по которому выступает “Юганск”.

У “Роснефти” есть все шансы получить эти деньги в российском суде, считает управляющий партнер A.S.T. Анатолий Юшин. “Если на момент судебного разбирательства “ЮКОС” не будет находиться в процессе банкротства, суд обяжет его выплатить эти деньги, — говорит юрист. — А списание средств со счетов “ЮКОСа” российским правительством не имеет отношения к делу. Это проблема [отношений] между “ЮКОСом” и “Юганском”.


НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ходатайстве “ЮКОС” объясняет, что за неделю, прошедшую с тех пор, как судья Летиция Кларк вынесла решение не в его пользу, у компании возникли серьезные проблемы. 25 и 28 февраля страховые компании “Ингосстрах” и AIG уведомили “ЮКОС” об отмене страхования ответственности директоров и топ-менеджеров компании. 28 февраля был выписан ордер на арест президента “ЮКОС-РМ” Михаила Елфимова. 2 марта московский арбитражный суд отклонил апелляцию “ЮКОСа” о пересмотре налогового долга за 2002 г.



Ведомости