03.03.2005
Открытое акционерное общество "ГАЗ"

Мотор за 150 млн евро. ГАЗ построит завод двигателей



Роман Фильцов

НИЖНИЙ НОВГОРОД — Горьковский автозавод (ГАЗ) решил обзавестись собственным производством моторов. В течение четырех лет он намерен инвестировать 150 млн евро в строительство производства по выпуску дизельных двигателей Steyr. Аналитики приветствуют намерение ГАЗа. Но они считают, что предприятие не сможет самостоятельно профинансировать проект, как того хочет руководство ГАЗа.


ГАЗ входит в “РусПромАвто”. В 2004 г. предприятие произвело 231 336 автомобилей и машинокомплектов. За девять месяцев 2004 г. выручка ГАЗа составила 35,7 млрд руб., чистая прибыль – 70 млн руб. Лицензию на производство дизельных двигателей Steyr с турбонаддувом ГАЗ приобрел у австрийской компании в 1995 г. По данным автозавода, в 2004 г. ГАЗ произвел около 3000 двигателей ГАЗ-560.1 Steyr, план на 2005 г. составляет 8981 штуку.

Как сообщил вчера гендиректор ГАЗа Алексей Баранцев, в ближайшие четыре года предприятие инвестирует 150 млн евро в расширение производства дизельных двигателей. По его словам, инвестиции будут сделаны за счет собственных средств завода. В 2008 г. ГАЗ намерен производить около 150 000 моторов в год. Как пояснил “Ведомостям” пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой, дизельные двигатели будут устанавливаться на грузовые автомобили — “Соболь”, “ГАЗель”, “Валдай”. Производиться двигатели будут на мощностях ГАЗа. В первую очередь они будут устанавливаться на автомобили, идущие на экспорт, в дальнейшем и на автомобили для российского рынка, говорит Луговой.

По словам Лугового, на экспорт будет поставляться не менее 50 000 автомобилей в год с двигателями Steyr. Кроме того, планируются поставки этих двигателей и российским потребителям, например на Ульяновский автозавод (УАЗ, входит в “Северсталь-Авто”).

Сегодня двигатели для ГАЗа поставляют Заволжский (ЗМЗ, входит в холдинг “Северсталь-Авто”) и Минский моторные заводы (ММЗ). В “Северсталь-Авто” не опасаются, что реализация нового проекта ГАЗа приведет к снижению закупок двигателей ЗМЗ. Представитель холдинга отмечает, что заявленные инвестиции в производство достаточно большие и поэтому первое время двигатель все равно будет дорогим. “Двигатели ЗМЗ останутся более привлекательными по соотношению цена — качество для традиционных продуктов ГАЗа”, — уверен представитель “Северсталь-Авто”. Сомневается он и в возможности закупок УАЗом двигателей Steyr. “У специалистов есть вопросы к конструкции австрийского дизеля — очень сложно обеспечить качественное изготовление такого двигателя, и он не дает стабильно высоких характеристик”, — считают в “Северсталь-Авто”.

Сотрудник ММЗ тоже уверен, что снижению спроса ГАЗа на продукцию его завода ждать не стоит. Он отмечает, что минские дизели устанавливаются на среднетоннажные грузовики — ГАЗ-3307, 3309, “Валдай” и “Садко”.

По словам вице-президента инвестиционной компании “Атон” Александра Агибалова, выпуск собственных двигателей позволит ГАЗу улучшить конкурентоспособность своих автомобилей. “Потребность в дизельных двигателях есть, но их востребованность на рынке будет зависеть от цены”, — говорит Агибалов. Аналитик компании “Тройка Диалог” Гайрат Салимов тоже считает планы ГАЗа своевременными: российский рынок дизельных двигателей не занят и перспективен. По его мнению, из производимых 150 000 двигателей половина, скорее всего, пойдет на внутрироссийский рынок. В качестве потенциальных потребителей Салимов называет иностранные компании, имеющие свои сборочные производства в России.

Однако аналитики считают, что ГАЗ вряд ли обойдется только собственными средствами на производство двигателя. По словам Агибалова, за последние два года ГАЗ показывает не очень хорошие финансовые результаты и по итогам 2004 г. предполагаемая прибыль составит около $18 млн. “Скорее всего, завод привлечет деньги акционеров или в банках”, — полагает Агибалов. “Если инвестировать равными долями в течение четырех лет, то ГАЗ может справиться и за счет собственных средств. Однако, как показывает практика, основные инвестиции необходимы на первом этапе создания производства, поэтому без вливаний со стороны автозавод вряд ли обойдется”, — соглашается Салимов.



Ведомости