03.03.2005

Интересы правительства и монополий не совпадают. Государству с большим скрипом удается регулировать тарифы



Елена Тихомирова

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ подвела итоги и приняла план тарификации услуг естественных монополий. «Дополнительных решений по повышению тарифов на электрическую и тепловую энергию региональными органами регулирования не планируется», – пообещали в Службе. На завершившемся вчера всероссийском совещании руководитель ФСТ Сергей Новиков выразил надежду, что 24 марта на первой серии обсуждений в правительстве будет одобрена новая система стандартов раскрытия информации и реформа тарифов. «Рост регулируемых тарифов в прошлом году незначительно превысил цены на потребительские товары и продукты», – сообщил Сергей Новиков и пожаловался на неразвитость системы государственного регулирования, которая ему досталась. Он считает главной проблемой то, что практикуемое ныне краткосрочное регулирование направлено на подавление инфляции, тогда как естественные монополии нуждаются в инвестициях и должны ориентироваться на долгосрочное развитие.

Кроме того, ему не нравится инерционность, с которой приходится сталкиваться при общении с региональными коллегами: «Мы вынуждены перекладывать проблемы с одной полки на другую». Сергей Новиков также посетовал на ограниченность ресурсов ФСТ, включая кадровые. Он выразил недовольство непослушанием региональщиков. Так, некоторые губернаторы наотрез отказываются повышать тарифы. Их, в свою очередь, не устраивает профессионализм управленческой команды ФСТ. «Прежняя была все-таки авторитетней, – заявляют они. – Адресуют друг к другу, пасуют, будто в футбол играют. А эти всероссийские сборища – говорильня сплошная, без продуктивных последствий». Причиной подобных недоразумений и неэффективности ФСТ в регионах называют ее инертность и несамостоятельность, а проще говоря – бесхозяйственность.

Сергей Новиков признал, что кадровый состав ФСТ оставляет желать лучшего. Кроме того, он сообщил о вероятности внедрения в ряды ФСТ представителей Совета Федерации, депутатов, членов других министерств и ведомств. Глава ФСТ полагает, что это может привести к излишней политизации Службы, и заверил коллег, что «будет противиться этому». А о нарушениях в работе региональных подразделений и о том, как работает специальная экспертная комиссия по их выявлению, подробно рассказал заместитель руководителя ФСТ Дмитрий Сальков: «В энергетике, например, чаще всего нарушителями являлись представители органов исполнительной власти, чьи решения отменены как принятые с превышением полномочий». То есть на деле оказалось, что в чрезмерном превышении тарифов на услуги ЖКХ, электроэнергию, тепло, газ в некоторых регионах виноваты чиновники. Правда, кроме отмены их решений, ни о каких других санкциях к ним не сообщается.

Изменения коснутся и технологий установления тарифов. Так, новым феноменом в практике их регулирования начальник департамента экономической политики корпоративного центра ОАО РАО «ЕЭС России» Игорь Кожуховский назвал идею «плавной подстройки» региональных тарифов к федеральным. Это, по его словам, позволит избежать неожиданных ценовых скачков и вовремя реагировать на необходимость их изменения. Новость и в том, что тарифный сценарий будет предусмотрен на два года с текущей индексацией. Стоит отметить, что с января 2005 г. электричество подорожало в среднем по России на 19,1%, тепло – на 15,01%, а оптовая цена на газ осталась на прежнем уровне. Розничные цены на сжиженный газ для бытовых нужд выросли от 10% до 50% по России, а тарифы железнодорожников (в общих и плацкартных вагонах) в 2005 г. увеличатся на 12%. Коммунальные платежи выросли только с начала года на 30% по стране. В 2007–2008 гг. электроэнергия подорожает на 5,5–5%. На газ рост цен может составить от 16% до 32%, на тепло – до 39,28%, в зависимости от региона.



Независимая газета