03.03.2005

Латвийская реклама перейдет Рубикон



"Мы идем к 100 миллионам латов!" — заявил президент Латвийской рекламной ассоциации, директор медиа-агентства OMD Latvia Хенрий БУКАВС

Егор ЕРОХОМОВИЧ

Столь внушительный показатель оборота на рекламном рынке страны может быть достигнут по итогам текущего года. В 2004-м в продвижение товаров и услуг в Латвии вложено 82,86 млн. Ls, что на 9% больше, чем годом ранее.

Суммарный нетто-результат в 82,86 млн. Ls складывается из двух слагаемых: поступления в медийные каналы (ТВ, пресса, радио, киноэкраны, интернет, наружная реклама) составили 49,3 млн. Ls, в немедийные (прямой маркетинг и акции по стимулированию сбыта) — 33,56 млн. Ls. Уже в следующем году оборот индустрии может достичь рекордной отметки в 100 млн. Ls.

Латвийский рекламный рынок по своему объему занимает второе место с конца в ЕС, опережая лишь эстонский, заявил на вчерашней пресс-конференции представитель газеты Diena Эдмунд Апсалонс. Доля этой индустрии в структуре нашего ВВП — 1,02%, и по данному показателю мы попали на относительно неплохое 9-е место в Старом Свете. "Если же рассматривать рекламные инвестиции на душу населения, то Латвия отстает от среднего европейского результата в шесть раз, — сказал Э.Апсалонс. — Это показывает потенциал нашего рынка". В этой связи президент ассоциации Х.Букавс отметил: в Латвии в минувшем году не произошло столь резкого повышения прайсов, как в других странах Восточной Европы.

Самый большой прирост в процентном отношении в 2004 году в нашей стране продемонстрировала наружная реклама (+36%) — это объясняется тем, что появилось больше мест/стендов для ее размещения. Ее доля в общем "пироге" оценивается в 3,2 млн. Ls. Поступления на телеканалах выросли на 20% — в первую очередь за счет повышения цен.

Как сообщил директор LNT Гунтар Траубергс, в результате подорожания спрос на эфирное время сократился и средняя заполняемость рекламных пауз на частных каналах (LNT, TV3, 3+, TV5, Первый Балтийский) уменьшилась с 85% в 2003 году до 80% в 2004-м. По закону реклама на коммерческом ТВ не может превышать 12 минут в час. Меньшее насыщение, по словам Г.Траубергса, позволило увеличить эффективность рекламы — и зрителя такой расклад тоже вполне устраивает.

В целом ТВ, получившее 17,3 млн. Ls, остается самым популярным масс-медиа для размещения рекламы. На втором месте — газеты (14,7 млн. Ls, +6%), на третьем — журналы (6,8 млн. Ls, +17%).

Крупнейшим рекламодателем страны остался Procter & Gamble, в пятерку также входят медиаконцерн Modern Times Group, сеть VP Market, мобильные операторы LMT и Tele2. В топе самых активно продвигаемых торговых марок по итогам прошлого года лидируют супермаркеты Maxima, телеканалы LNT и TV3, супермаркеты Rimi, карта предоплаты OKarte.

Рекламный рынок в латвийских медиа в 2004 году

МедиаНетто-доход отрекламы,
млн. Ls
Прирост к 2003 г.,
%
Удельный вес, %
Телевидение17,32035,1
Газеты14,7629,8
Журналы6,81713,8
Радио5,91012
Наружная реклама3,2366,5
Интернет0,9111,8
Киноэкраны0,5121
Всего49,314100
По данным TNS/BMF


mediaguide.ru