03.03.2005

CNN вернет утраченные позиции с помощью русской водки



Реклама алкогольной продукции должна спасти бюджет одного из крупнейших новостных каналов

CNN Революционные изменения происходят в телевизионном эфире Соединенных Штатов. Круглосуточный новостной канал CNN объявил о начале показа рекламных роликов крепких алкогольных напитков. Теперь между сюжетами о кровавом взрыве в Ираке и обширном наводнении в Бразилии американские телезрители будут любоваться изящными бутылками Jack Daniel's Tennessee Whiskey и Absolut Vodka. По мнению критиков, рекламируя эти напитки, уважаемый во всем мире информационный канал "ставит под угрозу свою репутацию". Представители CNN, в свою очередь, заявляют, что реклама - один из основных источников дохода телекомпании, а на производство высоклассных новостных репортажей требуются немалые деньги.

В США нет закона, запрещающего или каким-то образом регулирующего телерекламу горячительных напитков. Но на протяжении последних 50 лет между американским обществом и тремя ведущими телесетями (ABC, NBC и CBS) существовало негласное соглашение о запрете показа рекламы алкоголя крепостью выше 40%. Америка вообще славится табуизированным отношением к крепким напиткам: вспомнить хотя бы скандальный период "сухого закона", когда в течение тринадцати лет продажа и производство алкоголя были наказуемы тюрьмой. До сих пор в большинстве штатов запрещена продажа крепких напитков в выходные и праздничные дни, а для того, чтобы получить "водочную" лицензию, ресторан, бар или магазин должен находиться от ближайшей церкви не ближе чем в 400 метров. Много дебатов вызывает и возрастное ограничение. Так, прежде чем приобрести любой алкогольный напиток, гражданин должен продемонстрировать документ, подтверждающий, что ему исполнился 21 год. В то же время жениться американский гражданин может уже в 18 лет.

Ситуация на телевизионном рынке США начала кардинально меняться, когда в 1990-х годах монополию трех телесетей нарушили многочисленные кабельные и спутниковые каналы. Следует напомнить, что все американские телекомпании находятся в частных руках, а это значит, что канал должен быть прибыльным, его должны смотреть зрители. Деньги от рекламы остаются главным источником дохода телекомпаний, за исключением небольшого числа абонируемых каналов, берущих месячную плату за просмотр. Стоимость телевизионной рекламы определяется популярностью канала. Телевизионный рекламный рынок США оценивается в сотни миллиардов долларов. К примеру, ежегодный доход от продаваемого рекламного времени такой телесети как NBC оценивается в 3 млрд долларов. А цены за 30-секундный ролик во время финального матча "Super Bowl" достигают 2,5 млн долларов. Для сравнения - в 2004 году весь телевизионный рекламный рынок России едва превысил один миллиард долларов.

В зависимости от рейтинга той или иной программы 30-секундный ролик водки или виски может стоить от 100 до 500 тысяч долларов. Следует добавить, что пиво, например, никогда не имело проблем с рекламой на американском ТВ, включая телесети ABC, NBC и CBS. Популярные пивные брэнды постоянно спонсируют различные трансляции спортивных состязаний.

С увеличением количества кабельных каналов возросла и борьба за рекламодателей. Как известно, с 1992 по 2000 годы у власти находился президент-демократ Билл Клинтон, известный своими либеральными взглядами. Именно в этот период развлекательные и спортивные кабельные каналы начали показывать рекламу крепких спиртных напитков. Несмотря на многочисленные протесты консервативных и религиозных групп, администрация Клинтона не вмешивалась в дела телевизионщиков. И такие каналы как VH1, Sci-Fi Channel, Style, Bravo, Golf Channel и Fox Sports успешно рекламировали в вечернее время ликеры, джин, водку и виски.

И вот корпорация Time Warner, владеющая каналами CNN, CNN International и CNN Headline News, решила, что пришло время и для "серьезной" телекомпании начать заработать на рынке рекламы крепких спиртных напитков. В интервью газете "The New York Times" пресс-секретарь CNN Сэл Петруззи заявил, что "руководство обдумывало этот шаг достаточно долго" и после "обстоятельной оценки ситуации на телевизионном рынке и позиционного соотношения конкурентов" канал начал предлагать свое эфирное время производителям спиртного. Принимая во внимание особенность продукта, реклама будет выходить только после 21:00 и всегда содержать "призыв к ответственному и умеренному употреблению алкоголя". Представитель новостного канала подчеркнул, что в целевую аудиторию CNN входят зрители в возрастном отрезке от 25 до 54 лет. Это люди, которые хорошо образованы и обеспечены, что немаловажно для известных алкогольных брэндов.

По словам экспертов, решение CNN показывать рекламу крепких спиртных напитков принципиально важно для развития американского телевизионного рынка. Ведь этот шаг был также и вынужденным. Два года назад CNN неожиданно для многих уступил лидирующии позиции своему главному конкуренту FOX News. С тех пор "пионер круглосуточного информационного вещания" остается на втором месте с не более чем 800 тысячами зрителей в день. В связи с этим стоимость рекламного времени на канале резко упала. Чтобы поправить "мрачную" финансовую картину, руководство Time Warner и решило показывать дорогостоящие ролики алкогольных брэндов.

Основные конкуренты CNN, кабельные каналы FOX News, CNBC и MSNBC, пока официально отказываются от демонстрации ликерной и водочной рекламы. Но, по мнению наблюдателей, кабельные телекомпании заняли выжидательную позицию и хотят посмотреть на реакцию телезрителей. Мало кто сомневается, что в случае успеха новостные конкуренты немедленно последуют за CNN. Многочисленные критики, в том числе "Американская медицинская ассоциация" и "Центр науки и общественных интересов", резко осуждают решение телевизионщиков демонстрировать во время популярных программ рекламу крепких спиртных напитков. По мнению независимых общественных организаций, эти ролики создают "привлекательный и заманчивый образ" алкоголя в сознании детей и подростков.

По понятным причинам производители крепких алкогольных напитков приветствовали решение руководства CNN начать выдавать в эфир ликерные и водочные ролики. По словам представителя агентства KSL, специализирующегося на производстве телевизионной рекламы ведущих алкогольных брэндов, "это прекрасная возможность донести до широкой аудитории с высокими доходами информацию о высококачественном продукте". Уже известно, что новостной канал заключил двухмесячный контракт с компанией "Bacardi". Точные детали сделки не сообщаются. Пресс-секретарь новостного канала подтвердил, что в настоящее время CNN также ведет переговоры с рядом ведущих производителей крепких алкогольных напитков о продаже эфирного времени. Возможно, в их число входит и популярный в Америке брэнд российской "Столичной" водки.

Михаил Первушин

www.strana.ru