03.03.2005

Депутатов возбудило либретто. Госдума 293 голосами решила проверить "Детей Розенталя" на порнографию



Вчера Государственная дума решила разобраться с предстоящей 23 марта премьерой Большого театра – оперой Леонида Десятникова "Дети Розенталя" на либретто Владимира Сорокина. По предложению депутата от "Единой России" Сергея Неверова думскому комитету по культуре поручено "проверить информацию о постановке". В советское время такой лексический оборот означал бы "запретить". Похоже, "Единая Россия" питает сходные намерения.

Сюжет либретто "Детей Розенталя" составляют приключения клонов великих композиторов (включая Верди, Чайковского, Моцарта и Вагнера). Этих клонов создал в секретной лаборатории генетик Розенталь, бежавший в СССР от фашизма. После смерти Розенталя в начале 1990-х клонам приходится покинуть лабораторию и влачить суровое существование бомжей. В финале погибают все "композиторы" кроме "Моцарта", которого спасает, жертвуя собой, его возлюбленная.

Заместитель председателя думского комитета по труду и социальной политике Сергей Неверов ("Единая Россия"), по его собственным словам, озаботился репертурной политикой Большого, после того как увидел в программе "Постскриптум" (канал ТВЦ) сюжет, в котором обобщенно критиковалась нынешняя деятельность ГАБТа. В качестве негативных примеров в сюжете приводились обстоятельства реконструкции основного здания театра и готовящаяся постановка "Детей Розенталя". Что касается реконструкции, то ее из-за судебных разбирательств, затеянных оранизациями близким к Минэкономразвития (см. Ъ от 12 февраля), можно пока считать благополучно сорванной.

Надо отметить, что канал ТВЦ и депутат Неверов не первые усомнились в целесообразности сотрудничества Большого театра с Владимиром Сорокиным. Еще три года назад организация "Идущие вместе" устраивала публичные акции, направленные и против писателя Сорокина, и против Большого театра, решившего привлечь "порнографа" к работе над новой оперой. Аргументация Сергея Неверова ("Нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна") выдает явное сходство с тогдашними кричалками "Идущих". С той существенной разницей, что три года назад писателя клеймили, используя его собственные тексты, а депутат Неверов признается, что Сорокина не читал, но все равно против. Депутат Неверов, очевидно, не видит и разницы между эксклюзивным оперным либретто (Большой театр специально заказал его Владимиру Сорокину для оперы Леонида Десятникова), и опубликованными большими тиражами романами и пьесами: художественные достоинства либретто никогда не считались главным критерием достоинств музыкального произведения. А уж тем более о них странно судить до премьеры. И тем не менее Дума позволила себя убедить. Количество народных депутатов, готовых стать добровольными цензорами, впечатляет: предложение депутата Неверова принято 293 голосами при 226 необходимых. Возражавших было только 12.

Стоит подчеркнуть, что обо всех деталях, связанных с постановкой "Детей Розенталя", руководство Большого театра охотно рассказывало уже давно и самым различным СМИ. И на первый взгляд непонятно – отчего сюжет, показанный на ТВЦ, стал для думцев таким уж откровением. Какова их цель, тоже не ясно – вряд ли они всерьез верят, что театр, вложивший в постановку немалые деньги и продающий билеты на премьеру, покорно уберет спектакль из репертуара или перенесет его на "какую-нибудь другую сцену". Но если принять во внимание грядущую реконструкцию Большого, интерес Госдумы к репертуару Большого становится объяснимым. Судьба $1 млрд, выделенного на реконструкцию Большого,– пока совсем не ясна. И трудно теперь утверждать, что Дума не захочет взяться за решение этой судьбы.

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ.



"Это напоминает мне 30-е годы"

АНАТОЛИЙ ИКСАНОВ, генеральный директор Большого театра, прокомментировал Ъ ситуацию вокруг постановки оперы "Дети Розенталя".

– Пока, к счастью, в России сами театры определяют свою творческую и репертуарную политику, а не агентства, депутаты или даже министры культуры. Думские обсуждения театрального репертуара мне живо напомнили 30-е и более поздние годы. Помните, когда травили Пастернака, были похожие речи: "Я романа не читал, но скажу..."

Господ депутатов и прежде всего инициаторов запроса я хотел бы пригласить на генеральную репетицию "Детей Розенталя". Любопытно – запретят ли народные избранники оперу, как в 1930-е годы запрещали спектакли – тот же балет "Болт", который теперь восстановил Большой театр? Мне очень интересно – это пока что идиотизм отдельных граждан или уже государственная политика?

Кроме того, стоит отметить, что в передаче ТВЦ, которая спровоцировала депутатский запрос, речь шла прежде всего о реконструкции Большого театра. Из этого можно сделать вывод, что в дискредитации репертуарной политики Большого заинтересованы те же силы, которые хотят погреть руки на дорогостоящей реконструкции театра. Пока же Большой театр благодарит депутата Неверова за дополнительную рекламу и сообщает, что билеты все еще продаются в кассах театра.





"Сразу скажу: всех произведений Сорокина я не читал"

СЕРГЕЙ НЕВЕРОВ, зампред комитета по труду и социальной политике Госдумы, член фракции "Единая Россия", рассказал Ъ, чем грозит либретто Владимира Сорокина Большому театру.

– Протокольное поручение думскому комитету по культуре – это моя реакция на сюжет в программе "Постскриптум", выходящей на телеканале ТВЦ. В ней был показан материал о новой постановке Большого театра по роману писателя Владимира Сорокина. Сразу скажу: всех его произведений я не читал, однако их скандальная репутация хорошо известна. И мне непонятно, почему мировая премьера новой оперы по роману Сорокина должна проходить на главной театральной сцене страны. Большой театр – это наше достояние, это наша культура. И нельзя допустить, чтобы брэндом "Большой театр" воспользовался скандально известный писатель.

Тем более что после премьеры в России спектакль наверняка будет показан в других странах. Там Сорокина не знают, а потому пойдут именно на оперу Большого. И что они увидят? Я не хочу выступать в роли цензора, более того, я не против Сорокина, не против постановки. Я против того, чтобы этот спектакль шел на сцене Большого театра. Поэтому в протокольном поручении я поставил вопрос о возможном переносе спектакля на другую театральную площадку. Я понимаю, что до премьеры совсем мало времени и, скорее всего, она состоится на сцене Большого театра. Но, возможно, чиновники Министерства культуры обратят внимание на этот прецедент.



КоммерсантЪ