03.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Власти ждут 40 млн туристов. Правительство Москвы готовится к утроению гостиничных мест



МАРГАРИТА ФЕДОРОВА
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ

Московское правительство собирается за пять лет утроить число гостиничных мест в городе. Участники рынка уверены в том, что реализованы эти планы не будут: пока для строителей отелей не будут снижены обременения, строить жилье и офисы будет выгодней.

По прогнозам туроператоров, к 2020 году в Москву ежегодно будет приезжать 40 млн туристов,- заявил первый зам. председателя столичного комитета по внешней экономической деятельности Борис Аверьянов. Для приема такого количества гостей необходима резкая активизация строительства и реконструкции столичного гостиничного комплекса, особенно "недорогих отелей", которые были возведены еще в середине 50-80-х годов XX века.
"В настоящее время в Москве 64 тыс. гостиничных мест, к 2010 году мы предполагаем достичь уровня 170-200 тыс. мест, а к 2020-му - 500 тыс. мест. При этом программа развития гостиничного хозяйства в Москве в первую очередь направлена на создание двух- и трехзвездных отелей",- пояснил Аверьянов. Сейчас в столице идет строительство и реконструкция 21 гостиничного объекта, а в 2005 году будет введено 14 новых отелей. В частности, уже 5 марта откроется четырехзвездная гостиница Holyday INN Moscow Lesnaya на ул. Лесной, построенная ЗАО "Моспромстрой".
Участники рынка отнеслись скептически к грандиозным планам столичных властей. Поскольку вложения в гостиницы требуют "длинных" денег (окупаемость от пяти лет), этот бизнес менее привлекателен для девелоперов, чем строительство жилых и офисных помещений.
По словам Игоря Лаврика, генерального директора компании "Стабильная линия", с учетом всех технических условий, выдвинутых его компании при строительстве первой гостиницы на ул. Б. Никитской такими структурами, как Мосгаз, Мосгортепло, Мосэнерго, Мосгорканализация, цена квадратного метра вместо заложенных в бизнес-план $1,2 тыс. возросла до $2,3 тыс. Полная стоимость гостиницы достигла $5 млн. "Поэтому вместо гостиниц у нас строят жилую недвижимость, которую можно продать, окупить расходы и получить прибыль. А построив гостиницу, надо платить аренду за землю, за имущество, коммуникационные расходы, делать ремонт, обновлять фонд, платить зарплату. И окупаемость ее возможна только через десять лет в лучшем случае",- сокрушается он.
К тому же может получиться так, что вновь построенные гостиницы будет просто нереально заполнить. По словам Марины Смирновой, замдиректора по маркетингу HCD Group, Москве надо заявлять такие масштабные проекты, если она собирается принять Олимпиаду: такое количество номеров в столице просто не найдет своего клиента. "Реализация этих планов, прежде всего, упрется в эксплуатацию и загрузку отелей. Со строительством вряд ли возникнут трудности, поскольку площадок под гостиницы достаточно. Сейчас Москва способна поглотить 16 млн ночевок, что составляет примерно 4 млн клиентов (при 70-процентном заселении отеля). Перспективы, о которых заявляет московское правительство, предполагают прирост потока гостиничных клиентов примерно на 100% каждый год, а у нас он равен 3-5%". По пограничной статистике прирост иностранцев, приезжающих к нам,- 15-20%, но не все туристы поселяются в отелях.
Помимо этого, существует еще несколько проблем, которые тормозят развитие гостиничного комплекса столицы и являются препятствием для реализации планов столичных властей. По мнению Ирины Жаровой-Райт, управляющего партнера российского филиала швейцарской компании Nordblom Group, иностранные операторы не спешат на российский рынок, а среди российских операторов только единицы понимают, как надо строить и как надо управлять гостиничным комплексом. "Главная сложность для иностранных инвесторов, что практически все гостиницы, которые есть в России, соответствуют СНиПам 60-70-х годов прошлого века. Так, номер в трехзвездном отеле - 17 кв. м, но по международным нормам он должен быть 26 кв. м. Советские гостиницы надо перестраивать заново, а это довольно большие инвестиции, к тому же долгосрочные",- отметила она.
В Москве располагается больше всего трехзвездных гостиниц ("Космос", "Измайлово" и т. п.) - 40%, 22% - четырех- и пятизвездные, а остальные - самого низшего класса. Помимо этого, существует много объектов, вообще не прошедших аттестацию.


Деловая газета "Бизнес"