17.02.2005
ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips

Конкурент "Газпрома". "ЛУКОЙЛ" хочет вместе с ConocoPhillips поставлять газ в США



Александр Тутушкин
Екатерина Дербилова
Родион Левинский

Президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов обнародовал амбициозные планы его компании по развитию газового бизнеса. Вместе с новым партнером — американской ConocoPhillips — “ЛУКОЙЛ” намерен построить на Ямале завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) для его экспорта в США. Эксперты скептически оценивают эту идею, указывая на дороговизну проекта и высокую конкуренцию на мировом рынке СПГ.

Выступая в начале этой недели с докладом в Хьюстоне на конференции Cambridge Energy Research Associates (CERA), Алекперов заявил об интересе “ЛУКОЙЛа” и его стратегического партнера — ConocoPhillips к проекту строительства мощностей по сжижению природного газа на полуострове Ямал. По его словам, в начале апреля “ЛУКОЙЛ” планирует ввести в промышленную эксплуатацию свое первое газовое месторождение на Ямале, а через 10 лет добыча газа на лицензионных участках компании в этом регионе достигнет 1 трлн куб. футов (28 млрд куб. м) в год. “ЛУКОЙЛ” заинтересован в поставках этого газа в США.

Представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский уточнил, что сейчас компания контролирует газовые запасы в объеме 1,2 трлн куб. м, из которых 70-80% находятся в ямальском регионе. Этого, по его мнению, достаточно, чтобы загрузить завод по производству СПГ мощностью не менее 3 млн т в год, а стоимость его строительства может составить $1,5-3 млрд.

“Но это планы на среднесрочную перспективу, — отмечает Красовский. — Пока в компании есть лишь понимание того, что этот бизнес сейчас быстро развивается и представляет для нее интерес”. Получить комментарии ConocoPhillips вчера не удалось.

Впрочем, первый ямальский газ “ЛУКОЙЛа” уже законтрактован. С апреля этого года и до конца 2006 г. компания будет продавать его “Газпрому”. Что будет дальше, пока не ясно. Однако ни для кого не секрет, что заветным желанием “ЛУКОЙЛа”, как и любого другого независимого производителя газа, являются самостоятельные поставки газа на экспорт. Пока что в России этот бизнес полностью монополизирован “Газпромом”. Единственным исключением является проект “Сахалин-2”, который уже договорился о продажах 6,5-7 млн т СПГ в Японию, Корею и Мексику

Пока что планам “ЛУКОЙЛа” никто препятствовать не собирается. Представитель Минпромэнерго Станислав Наумов отмечает, что в России нет монополии на экспорт СПГ, поэтому компании смогут реализовать этот проект. “Развитие производства СПГ — важное направление для российских компаний, и мы приветствуем планы "ЛУКОЙЛа" по строительству завода и привлечению к этому иностранного инвестора”, — говорит чиновник.

Миролюбиво настроен и “Газпром”, который ранее вел переговоры с ConocoPhillips об аналогичном проекте. “Мы спокойно относимся к таким идеям. Газ со Штокмановского месторождения, которое мы разрабатываем, будет конкурентоспособным на американском рынке”, — уверен представитель монополии Сергей Куприянов.

Но аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров прогнозирует, что, хотя никаких официальных ограничений на экспорт СПГ из России нет, “Газпром” будет противодействовать “ЛУКОЙЛу”, задействовав для этого весь свой административный ресурс. “Газпром” хочет строить собственные заводы по производству СПГ и на Ямале, и в Ленинградской области, лишние конкуренты ему ни к чему“, — поясняет эксперт. Он напоминает, что участники проекта “Сахалин-2” уже несколько лет занимаются маркетингом СПГ, но пока еще не пристроили все объемы, которые собираются производить.

Нестеров также отмечает растущую конкуренцию в мире на рынке СПГ. “Уже запущены новые проекты в Египте, Катаре, Омане, Австралии, Нигерии, Алжире, — говорит он, — и не факт, что ямальский газ окажется дешевле, чем в этих странах с благоприятным климатом”. А Дмитрий Лукашов из “Атона” замечает, что для рентабельного производства завод должен перерабатывать минимум 5-10 млрд куб. м природного газа, но пока неизвестно, способен ли “ЛУКОЙЛ” произвести такие объемы на Ямале. “Это очень долгосрочный проект с неясной перспективой, и не исключено, что на данном этапе заявление Алекперова носит больше политический, чем практический, характер”, — говорит Лукашов.


ОДНИМ ПРОЕКТОМ МЕНЬШЕ

“ЛУКОЙЛ” объявил, что его 100%-ная “дочка” “ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд.” (оператор зарубежных проектов) вышла из проекта “Зых-Говсаны” в Азербайджане. Главная причина такого решения — несоответствие экономических показателей принятым в компании требованиям к рентабельности проектов из-за значительных затрат на экологическую реабилитацию территории контрактного участка и высокой степени выработанности запасов. Решение о выходе из проекта согласовано с партнером “ЛУКОЙЛа” — Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). Соглашение по “Зых-Говсаны” было подписано в 2001 г. сроком на 25 лет, но в силу так и не вступило. В последние годы по договоренности с “ЛУКОЙЛом” ГНКАР вела разработку месторождения самостоятельно.



Ведомости