14.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Святой покровитель торговли. День влюбленных приносит счастье сфере обслуживания



ПЕТР МИРОНЕНКО
МАРИНА НОСКОВИЧ
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Сегодня отмечается День святого Валентина - праздник не столько влюбленных, сколько розничной торговли. Поддерживаемый рекламными акциями интерес к неофициальным праздникам ежегодно приносит свои плоды. Почти у всех ритейлеров в эти дни продажи делают скачок, в некоторых категориях рост достигает 200-300%.
"Есть только три дня в году, когда ресторан работает со стопроцентной загрузкой. 14 февраля поужинать приходят с любовницами, 8 марта - с женами, а в ночь на 31 декабря - с семьей",- говорит гендиректор отеля "Советский" и ресторана "Яръ" Валерий Максимов.
Возможно, наибольшую выгоду от Дня святого Валентина получают именно рестораторы, которые добиваются стопроцентной заполняемости залов. По словам управляющего Vogue Cafe и ресторана "Бисквит" Михаила Петухова, 14 февраля во вверенных ему заведениях прибыль увеличивается на 20-30%. А Валерий Максимов отмечает, что больше других увеличивается заказ на алкоголь и блюда, содержащие афродизиаки.
В продуктовых торговых сетях рассчитывают повысить продажи только в отдельных категориях, но зато намного. "В наших магазинах каждый год происходит скачок продаж алкоголя, шоколада и мягких игрушек",- рассказывает PR-директор холдинга "Марта" (управляет в Москве сетями Billa и "Гроссмарт") Евгений Сухарников. По его словам, продажи за два-три дня повышаются в 2-2,5 раза. При этом рекламные затраты минимальны - ритейлер только выставляет в торговом зале POS-материалы, говорит Сухарников.
Для дистрибуторов вина 14 февраля - знаковая дата. "Именно с этого момента заканчивается традиционный январский спад продаж",- объясняет директор по маркетингу холдинга Gerrus Group (крупный поставщик и производитель вина) Кирилл Бутко. "За несколько предпраздничных дней продажи растут в разы, особенно на дорогие красные вина. При этом дистрибутор не тратит на это ни копейки",- радуется руководитель отдела маркетинга компании "Винаръ" (один из крупнейших дистрибуторов вина) Дмитрий Староверов.
Особый акцент на День святого Валентина делают специализированные торговые сети. "За два-три дня до праздника наши продажи растут где-то на 100%",- говорит президент сети "Дикая орхидея" Александр Федоров. В этом году "Дикая орхидея" вложила в рекламу, связанную с Днем святого Валентина, порядка $60-70 тыс. А в сети магазинов подарков Le Futur, по словам вице-президента департамента розничных продаж Лилии Менкевич, продажи скакнули вверх еще с конца прошлой недели. "В целом по этому периоду наш оборот возрастает на 45-50%",- говорит Менкевич. Значительное количество товара Le Futur закупает специально "под 14 февраля".
Безусловно, самый большой всплеск продаж на 14 февраля происходит у торговцев цветами. Например, в сети доставки цветов AMF выручка обычно увеличивается втрое. "Руководству даже приходится нанимать дополнительных сотрудников",- радуется PR-директор AMF Ирина Решетина. К тому же прибыли цветочников растут не только за счет повышения спроса: во время праздников торговцы повышают цены.
Для поставщиков шоколада, несмотря на повышение продаж, 14 февраля не столь символично. "Как правило, мы приурочиваем запуск новой продукции и ребрэндинг старой к 8 марта",- говорит директор по связям с общественностью "Сладко" Екатерина Капралова. По данным ACNielsen, рост продаж по рынку кондитерской продукции от 14 февраля до 8 марта составляет 12-14%.
Есть и такие компании, для которых проведение внутренних акций более важно, чем привнесенные праздники. "Мы практически не вкладываемся в тематическую рекламу, у нас есть общая маркетинговая программа - например, нынешние "Недели сна в IKEA", которые для нас куда важнее",- отмечает замруководителя пресс-службы IKEA Алла Заборовская.


Деловая газета "Бизнес"