10.02.2005

Сочные цены пора снижать



Петербургский рынкок соков Темпы роста рынка соков и нектаров за последний год сократились из-за перепроизводства. Аналитики прогнозируют, что предельный рост сокового рынка в 2005 году составит 12%. Самым удачным был 2003 год, когда объем продаж соков в Петербурге возрос на 20%. Емкость петербургского рынка соков на 2004 год колеблется от 90 до 130,7 млн. литров. В денежном выражение это составляет порядка $ 90-130 млн, хотя по экспертным оценкам эти цифры страдают большими погрешностями.

Россияне стали меньше пить
«Ситуация сегодня является зеркалом уровня благополучия жителей в целом и неразвитой культурой частого потребления соков – это означает, что тенденция падения сохранится и в будущем, - считает Геннадий Негин, управляющий группой компаний «Слим» (мульбрендовый дистрибьютор соков).»
Российский рынок сока перенасыщен предложением, считают эксперты. В 2002-03 годах практически все лидеры соковой индустрии увеличили свои мощности в несколько раз. В итоге, совокупные мощности российских заводов в 1,5 раза перекрывают потребительский спрос.
Население города потребляет до 9 млн. литров соков в месяц. За прошедший год заметно изменилась динамика розничных продаж соков. По экспертным оценкам, сетевые магазины заняли в 2004 году порядка 25% рынка дистрибуции, динамика роста составила 9% по сравнению с прошлым годом.

Потребителя «разводят»
Перенасыщенность рынка заставила производителей искать новые возможности для привлечения потребителей и вытеснения конкурентов. Сегодня на «соковом» рынке Петербурга выделяются три категории: соки и нектары, ягодные морсы и сокосодержащие напитки.
Соки и нектары производят 95% компаний, работающих на этом рынке.
Сегмент ягодных морсов находится в стадии формирования. В 2004 году появились сразу две торговых марки, представляющие морсы: «Добрый» и «Северная ягода». Основными марками, формирующими сегмент, являются «Чудо - Ягода» (ВБД) и «Я» («Лебедянский»). По экспертным оценкам, доля морсов по городу составляет 2,3% от общегородского сокового рынка.

Морковные напитки
Потребление овощных соков возросло в 2004 году в три раза. По данным агентства «Бизнес Аналитика», овощные соки занимают 1% российского рынка. Сегодня в этом направление активно работает компания «Балтимор» с брендом «8 овощей». Также на рынке присутствуют овощные миксы в составе марок «Я» и «Тонус». «Динамика российских продаж овощных соков показывает, что этот рынок будет активно расти, - объясняет Милада Гудкова, директор по стратегии и развитию бизнеса ЗАО «Балтимор-Холдинг». – В европейских странах доля овощных соков составляет 15-20% общего рынка. В планах компании в 2005 году увеличить долю рынка по стране до 2% и стать лидером в этом сегменте».

Добавим воды
По словам специалистов, один из наиболее конкурентоспособных является сегмент сокосодержащих напитков. В их составе, кроме воды, должно быть не менее 10% сока. Производители уверяют, что такие напитки утоляют жажду лучше, чем сок. Объем сокосодержащих напитков на рынке соков Петербурга составляет 3,5 млн. л/год, доля сегмента - около 2,7% от общего рынка соков.
За прошедший год три компании – производителя поспешили занять свою нишу в этом сегменте. Одновременно вышли на рынок «Малибу» (ООО «Юнайтед Джус Компани») и «Фрустайл» (ОАО «Лебедянский»). В 2004 году ООО «ТРОЯ –Ультра» увеличила производство сокосодержащего напитка под ТМ «Соковичок».

Упаковка
В 2005 году начали действовать новые ГОСТы для производителей соков. Изменения должны отразиться как на качестве содержимого, так и на упаковке. По новым стандартам, объемная доля концентрата в соках должна быть увеличена, а соответствующие изменения внесены в информацию на упаковке.
Своими предположениями о том, как это будет происходить на практике поделились специалисты отрасли:

Есть мнение
Геннадий Негин, управляющий группой компаний «Слим»:
«Сейчас у компаний большой запас упаковок со старыми надписями. - С января, они должны будут за свой счет наклеивать на них новые данные, либо присылать в магазины разрешительные письма для продажи товара в такой упаковке».

Светлана Пляцковская, главный технолог ООО «ТРОЯ –Ультра»:
«Ведущие игроки рынка заранее подготовили и новые рецептуры и новую упаковку.. – Вероятно, небольшие производства станут предпринимать что-то подобное. В любом случае, пока ГОСТ не имеет статус закона, и преследовать такого производителя смогут только надзирающие за отраслью органы».

Федор Чумак, директор Северо-западного региона ЗАО «Тетра Пак»:
«Все лидеры рынка заранее знали, что будут изменения в ГОСТах. Вероятно, крупные игроки, разрабатывающие ГОСТы, рассчитывали, что маленькие компании зазеваются и не изменят свой состав на упаковке. Тогда их можно будет вытеснить с рынка. Ведь, не сертифицированную продукцию, в итоге, не возьмут в магазин».

Кто есть кто на рынке соков

В настоящее время основные игроки сокового рынка определены. По данным аналитиков на сентябрь-октябрь 2004 года абсолютным лидером по объемам производства и реализации своей продукции в Петербурге является ЗАО «Мултон», занимающий 58,9% рынка. Остальную часть петербургского рынка распределяют между собой «Лебедянский», «Нидан», «Вимм-Билль-Данн», «Троя - Ультра», «Пепси Боттлинг Групп», «Юнайтед Джус Компани». Позиции лидеров рынка практически не изменились за год. Первые места традиционно занимают ЗАО «Мултон» и ОАО «Лебедянский», чья доля растет. Основная борьба в течение года шла за 3, 4 и 5 места в рейтинге. На третье место сумела выйти компания ГК «Нидан», за счет усиления позиций бренда «Моя семья». К концу 2004 года ОАО «Вимм-Билль-Данн» потеряло 2% рыночной доли и попало на 4 место в рейтинге. Аналитики связывают это с неграмотной маркетинговой и ценообразующей политикой компании. Петербургский производитель ООО «Троя-ультра» вышел на 5 место, однако в компании прогнозируют усиление роста доли рынка, в том числе, за счет выпуска морсов. Появившийся летом этого года бренд «Тропикана» (компания ООО «Пепси Боттлинг Групп»), сумел за пять месяцев существования захватить до 1,5% рынка. По прогнозам экспертов, предполагаемая доля этого бренда к концу 2005 года может составить около 5 %.

Шевченко Мария,

Деловой Петербург