31.01.2005

Жестокие "шутки" рекламистов "Пятерочки"



Жестокие "шутки" рекламистов "Пятерочки" Петербургской фирме "Пятерочка" не так давно пришлось убрать большую часть своей наружной рекламы с улиц Москвы и вестибюлей Метрополитена.

Люди привыкли смеяться над тем, что вызывает у них слезы. И это похвально, если юмор помогает справляться с огорчениями. Но есть вещи, шутки над которыми неуместны. Петербургской фирме "Пятерочка" не так давно пришлось убрать большую часть своей наружной рекламы с улиц Москвы и вестибюлей Метрополитена. Сначала возмущение ГИБДД вызвал порочащий, по заявлению самих охранников правопорядка, честь милицейского мундира рекламный плакат со слоганом "Гаишник ждет под елочкой, а качество в "Пятерочке". После московские "пиарщики", ответственные за наружную рекламу "Пятерочки", усмотрели политический подтекст в строке "Штирлиц шлет шифровочку" и, опасаясь реакции ФСБ, сняли опасные плакаты.

К этим случаям можно относиться серьезно, а можно и с юмором. Но над другим "шедевром" "Пятерочки" смеяться не хочется. Московский метрополитен отказался размещать стикеры "Двоечки у Вовочки, а качество в "Пятерочке", так как, по мнению руководства метрополитена, эти плакаты нарушают права детей и пропагандирует насилие над самыми маленькими гражданами.

Представители магазинов "Пятерочка" крайне удивлены такой реакцией Москвы на свою рекламу: "Все эти плакаты несколько лет на "ура" шли в Петербурге, и мы просто в шоке от такого глубокого осмысления нашей рекламной кампании в столице".

"Мы предложили Московскому метрополитену веселый рекламный плакат" - говорит Дмитрий Ваганов, директор по рекламе сети магазинов "Пятерочка". Трудно определить, что именно считает веселым в порке ребенка господин Ваганов. По данным официальной статистики около двух миллионов детей ежегодно подвергается жестокому обращению. Каждый десятый ребенок гибнет, две тысячи кончают жизнь самоубийством, более пятидесяти тысяч уходят из дома. Ученые из Университета Окленда в Новой Зеландии пришли к выводу, что дети, подвергавшиеся насилию, чаще других страдают от шизофрении во взрослом возрасте. Было выявлено, что изменения в мозгу избиваемых и унижаемых детей носят тот же характер, что и в мозгу больных шизофренией. Как считают исследователи, стресс, вызванный действиями взрослых, может нарушать развитие мозга, так как дети особенно восприимчивы к негативным влияниям.

Такое, казалось бы, распространенное наказание, как изображенная на плакате "Пятерочки" порка ремнем - это не только нанесение физического вреда ребенку. Это также и моральное унижение, которое не всегда проходит бесследно для маленького человека. Последствия подобного "воспитания" разделяются на "ближайшие" и "отдaленные". К "ближайшим" относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то сбежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди "отдаленных" последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Например, для большинства детей, выросших в условиях постоянного применения насилия в воспитательных целях, характерно состояние, названное зарубежными специалистами "неспособностью к процветанию". Уже взрослый человек не может нормально социализироваться, над ним довлеет детский страх и воспоминания и пережитой боли и обиде.

Вряд ли во всем этом есть что-либо смешное. Тем более циничными кажутся "веселые" плакаты "Пятерочки", с таким цинизмом эксплуатирующие действительно большую проблему человеческого общества. Сам Дмитрий Ваганов утверждает, что компания вовсе не призывала к насилию над детьми, и подтекст, который приписывается данной рекламе, является надуманным. Однако трудно назвать "подтекстом" интерпретацию картины избиения ребенка как насилия над детьми. Так посчитали и юристы Метрополитена, запретившие размещение "дискриминационной" рекламы в вестибюлях московского метро.

Максим Афанасенко. ИА "Социальный Капитал"

Новости наружной рекламы