28.01.2005

"ФАС" ИЛИ "ФУ". Разрешат ли банкирам мухлевать с рекламой?



Прошлый год ознаменовался настоящим бумом потребительского кредитования. Люди стройными рядами шли в магазины бытовой техники, чтобы постирать и погладить, испечь и убраться взаймы. А кредиты все дешевели и дешевели. И дошли вообще до бесплатных... Правда, только на рекламных плакатах банков — это выяснилось, когда пришло время возвращать деньги.
Сегодня на ковер в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) вызвали банк “Русский стандарт”. Но скорее всего он отделается легким испугом. А хитрые банкиры продолжат дурить нашего брата.

Интересно, что волну недовольства подняли сами потребители, пересчитав, сколько заняли и сколько потом заплатили. Удивительно, но ни у кого никак не получалось ни 10%, ни тем более 0% годовых по кредиту. Впрочем, пыл возмущенных граждан тут же остужали те же представители банков, которые месяцем-двумя ранее с милой улыбкой объясняли про дешевизну их услуг. “Вот смотрите, здесь же все написано: комиссия за ведение ссудного счета, за изготовление пластиковой карты, перечисления и пользование кредитом...” И потерпевшим клиентам остается лишь пенять на свою доверчивость. Ведь в документе самым мелким кеглем, но все же написано обо всех этих многочисленных “поборах”. Благодаря которым реальная стоимость кредита — все 29% годовых.

В конце концов чиновникам пришлось реагировать. Антимонопольная служба “взяла на карандаш” одного из самых крупных игроков на этом рынке — ЗАО “Банк “Русский стандарт”. Правда, случилось это аккурат под Новый год. Но и тогда, посчитав количество доказательств недостаточным, разбирательство отложила. Кстати, банк-кредитор “попал” по признакам нарушения ст. 15 закона “О защите конкуренции на рынке финуслуг”. Мол, своими заявлениями о дармовых кредитах он переманивал себе клиентов, оставляя других банкиров позади себя. Получается, чиновники бросились на защиту других банкиров, а не обычных граждан.

Правда, вряд ли их рвение что-то изменит. Вариантов может быть два: ФАС либо снимет все претензии к банку, либо выдаст предписание о прекращении некорректной рекламы. Худшее, что грозит банку в такой ситуации, — это “копеечный” штраф. Размер которого никак несопоставим с заработанными на гражданах деньгами. “Русский стандарт” за пять лет прокредитовал более 3,2 млн. человек на сумму свыше 1,4 млрд. долларов.

ЭКСПЕРТ “МК”.
Олег КОМАРОВСКИЙ, представитель КОНФОП:

— В законе “О защите прав потребителей” говорится: потребитель не является профессионалом. То есть все отговорки банкиров (мол, нужно внимательнее читать договор) не принимаются. Человек верит заявленному крупным шрифтом. Тем более что для нашей страны такая услуга еще в новинку. И очень важно именно на этом этапе все четко разъяснять людям. Что банкирам, разумеется, делать совершенно не с руки.

Юлия ШЕСТОПЕРОВА

MK.RU