27.01.2005

Бонус в $700 миллиардов



Тимур ХИКМАТОВ

Как подсчитал британский журнал Economist, к концу прошлого года авиапассажиры по всему миру накопили 4 триллиона миль, заработанных на бонусных программах авиакомпаний. Если пассажиры решат одновременно потребовать все долги сполна - они оцениваются в $700 млрд., - отрасль авиаперевозок столкнется с очередным финансовым кризисом. Российские авиакомпании свои долги не считали, полагая, что эта проблема их касается в меньшей степени.

Практически каждый год в ХХI веке авиационная индустрия балансировала на грани кризиса. Теракты в США, атипичная пневмония в Азии, новая война в Персидском заливе, бешеный взлет цен на авиатопливо привели к банкротству ряда крупных западных авиакомпаний. Теперь же перевозчикам грозит опасность со стороны бонусных программ, призванных "привязать" к себе пассажира.

Часто летающим пассажирам перевозчики начисляют определенное количество баллов за каждую милю, проведенную в воздухе. На земле пассажир материализует эти баллы в бесплатные авиабилеты, оплачивает номер в гостинице и покупку в магазинах duty-free, арендует автомобиль. Некоторые западные перевозчики разрешают оплачивать баллами ресторанные счета и морские круизы. Такими привилегиями авиакомпаниям удалось "привязать" к себе немало пассажиров: в настоящее время более 120 млн. человек во всем мире пользуются теми или иными бонусными схемами. По подсчетам журнала Economist, к концу 2004 года на руках у постоянных клиентов авиакомпаний скопилось 14 триллионов неизрасходованных "воздушных миль", оцениваемых в $700 млрд. Какова в этой сумме российская доля - сказать сложно. Наши перевозчики такими подсчетами себя не затрудняют.

В "Аэрофлоте" считают, что сумма бонусного долга компании далека от критической. "Аэрофлот" по-прежнему намерен развивать бонусные программы. Такие же планы и у большинства других перевозчиков. "Трансаэро" решила на определенных рейсах - Лондон, Киев, Кишинев, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ташкент и др. - начислять баллы в двойном размере. Двойная оплата баллов будет и на новых рейсах "Трансаэро". Вторая по объемам перевозок авиакомпания "Сибирь" подходит к этому вопросу осторожно.

"Сейчас мы не занимаемся активным продвижением нашей действующей бонусной программы Sky7, которая была запущена полтора года назад, - сказал "Известиям" Евгений Филянин из "Сибири". - Смысл таких программ сводится к увеличению лояльности пассажира. Но для этого необходимо сделать свою программу более эффективной, по крайней мере, предоставить услуги, отличающиеся от предложений других перевозчиков. Над этим мы сейчас и работаем".

Сегодня услуги российских перевозчиков не пестрят разнообразием. В основном они сводятся к предоставлению бесплатных билетов. В прошлом году в мире было выдано 14 млн. таких билетов.

Финансовые известия