24.01.2005

Ресторан в самолете. Авиакомпании хотят сделать питание на борту платным



Авиакомпании продолжают бороться с убытками от высоких цен на горючее, изобретая все новые способы экономии на клиентах. В США они решили снижать свои издержки за счет удешевления бортового питания. Уже в этом году ряд перевозчиков из США по примеру American Airlines введут на своих бортах систему ресторанного обслуживания - пассажир будет покупать еду за свой счет. Как выяснили "Известия", пассажирам российских авиакомпаний это пока не грозит.

Затраты ведущих авиакомпаний США на бортпитание в прошлом году составляли около 2,5% от общих расходов. Крупные перевозчики, оказавшиеся на грани банкротства, решили сэкономить на пассажирах, а точнее - на их желудках. Согласно данным компании ESG Aviation Services, в прошлом году шесть крупнейших авиакомпаний США начали снижать расходы на бортпитание - в среднем на 75 центов. Continental Airlines затрачивала на питание для одного пассажира - $3,67, Delta - $2,87, Northwest Airlines - $1,95, American Airlines - $3,88, United Airlines - $3,43, US Airways - $1,55. Подобная мера позволила сэкономить этим перевозчикам за последние полгода $796 млн. Останавливаться на достигнутом американцы не намерены. American Airlines уже объявила, что переходит к ресторанной системе обслуживания. Теперь пассажирам придется покупать пищу прямо на борту самолета.

Эксперты считают, что российские авиакомпании не возьмут на вооружение американский опыт. "Наши перевозчики не в таком тяжелом финансовом положении, как американские, и экономить на таких мелочах вряд ли кто-нибудь решится, - говорит гендиректор "ОПК. Центр стратегического анализа и прогноза" Алина Кратова. - У российских пассажиров другой менталитет: человек, купивший сегодня авиабилет, чувствует себя чуть ли не богачом и требует сервиса по полной программе. Если ему отказать в самом необходимом, а при наших длинных полетах еда - предмет первой необходимости, то престиж авиакомпании в его глазах сильно упадет".

"Аэрофлот" намерен не сокращать ассортимент бортового меню, а напротив, подумывает о его расширении. Аналогичную политику проводят и другие перевозчики.

"Бортпитание - один из основных компонентов, с помощью которого можно выделяться, - заявил "Известиям" директор по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал. - Но отличаться нужно разнообразием и качеством пищи, а не делать ее платной. Питание для пассажиров - наше конкурентное преимущество, и мы не намерены от него отказываться". "Мы работаем над тем, чтобы у пассажира был более обширный выбор еды на борту самолета", - добавляет руководитель департамента по связям с общественностью "КрасЭйр" Ольга Трапезникова.

Тимур ХИКМАТОВ

Известия