19.01.2005

Футбол может исчезнуть с экранов



В грядущем сезоне телезрители рискуют не увидеть матчей чемпионата России по футболу либо вернуться на несколько лет назад, когда отечественный футбол не имел постоянной "прописки" и появлялся на разных каналах лишь эпизодически. Накануне Нового года премьер-лига передала права на телетрансляции компании "Федкоминвест", которая пока ведет безуспешные переговоры с ВГТРК с целью сохранить футбольный чемпионат на канале "Спорт". В конце прошлого года у ВГТРК истек срок прав на показ игр премьер-лиги, и, похоже, с продлением договора могут возникнуть большие проблемы. Между тем о желании показывать наш футбол объявил "Первый канал".

ВГТРК (каналы "Россия" и "Спорт") и российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) к концу 2004 года подготовили и парафировали проект договора о дальнейшем сотрудничестве. Однако после того как президентом премьер-лиги стал глава московского "Динамо" Юрий Заварзин, права на футбольные трансляции неожиданно были переданы компании "Федком-медиа", входящей в холдинг "Федкоминвест". Босс "Федкоминвеста" Алексей Федорычев по странному стечению обстоятельств владеет контрольным пакетом акций ФК "Динамо". В "Федком-медиа" пока не готовы говорить о сумме, за которую были приобретены права на трансляции матчей премьер-лиги. "Договор является конфиденциальным. Для того чтобы его оглашать, нужно решение двух сторон. Мы не возражаем, чтобы эта информация стала публичной. Но пока президент РФПЛ Юрий Заварзин в отпуске, мы не можем обнародовать сумму контракта", - сообщил "Известиям" представитель компании Кирилл Игнатьев.

Тем не менее Игнатьев говорит о том, что по сравнению с контрактом, который РФПЛ подписала с ВГТРК три года назад (тогда речь шла о 15 миллионах на три года), нынешний гораздо дороже. При этом стоит учесть, что прежний контракт приносил телевизионщикам одни убытки. "Федком-медиа" также не рассчитывает на окупаемость проекта в сезоне 2005 года. Однако бизнесмены ожидают, что с 2006 года права на трансляции начнут приносить доход. По словам представителей "Федкома", у компании есть серьезные партнеры, которые готовы платить деньги за рекламу в рамках футбольных трансляций.

По контракту с РФПЛ "Федком-медиа" обязуется обеспечить трансляцию 30 матчей в сезон на федеральном канале и 90 матчей - на других каналах. В случае, если "Федком" не выполнит условий и трансляций будет меньше, он должен будет заплатить премьер-лиге в качестве штрафа несколько миллионов долларов. Возможно, именно поэтому сейчас "Федком" активно ищет новых партнеров, помимо ВГТРК. Свою заинтересованность в сотрудничестве "Известиям" подтвердил "Первый канал". По информации "Известий", там намерены выборочно показывать наиболее интересные матчи. Причем не глубокой ночью, а в прямом эфире. По крайней мере в "Федкоме" уже есть письмо от гендиректора "Первого канала" Константина Эрнста, в котором тот подтверждает готовность обеспечить прямые трансляции некоторых встреч.

Продолжаются переговоры "Федкома" и с ВГТРК. По неофициальной информации, "Федкоминвест" запросил за право показывать русский футбол около 5 миллионов долларов в год. "Переговоры проходят достаточно напряженно, - сообщил генеральный директор канала "Спорт" и руководитель спортивного вещания телеканала "Россия" Василий Кикнадзе, который не исключил возможности, что права на показ российского футбола могут достаться "7 ТВ", если только этот канал найдет деньги. "Если это произойдет, не думаю, что мы будем приобретать у "7 ТВ" сублицензию", - заявил Кикнадзе. Впрочем, по информации "Известий", "7 ТВ" ввязываться в борьбу не планирует - как и канал "НТВ Плюс. Спорт". "Интересы федеральных каналов в этом случае всегда на первом месте. Мы посмотрим, чем закончится эта история, и только тогда будем предпринимать конкретные шаги", - заявила "Известиям" и.о. генерального директора компании Анна Дмитриева.

Пока "Федком" планирует, что телеканалы будут отдельно покупать права на показ каждого матча. При этом сама компания будет покупать у канала рекламное время внутри трансляции, чтобы обеспечить интересы своих партнеров. Кроме того, "Федком-медиа" планирует купить права на показ других серьезных российских событий (прежде всего спортивных), чтобы объединить их в один пакет вместе с футболом. Кирилл Игнатьев уверяет, что практика реализации спортивных прав не футбольной структурой, а компанией-перекупщиком очень распространена в мире. В России у каналов зачастую даже нет своих рекламных служб, поэтому прямая покупка прав на трансляции для канала, по мнению представителя "Федкома", убыточна.

Как продавали футбол в России

В 1995 году права на трансляцию чемпионата и Кубка России по футболу приобрела на пять лет компания IMG через своего российского представителя ЗАО "Команда". За пять лет клубам было перечислено в общей сложности 16 млн долларов. Нынешней гендиректор "Команды" Владимир Вайнштейн уверяет, что в конечном счете проект оказался прибыльным для всех. Компании удалось найти спонсоров, с помощью которых вложения принесли прибыль. В 2000 году контракт с IMG истек, его продлевать не стали, и каждый клуб принялся сам продавать свои права. Получилось это только у "Спартака", сумевшего подписать соглашение с REN TV. В 2002 году премьер-лига - новая структура, объединяющая клубы высшего дивизиона - вновь собрала все клубы в единый пул и подписала соглашение ВГТРК. Помимо собственно телевизионных клубы пожертвовали в пул еще ряд коммерческих прав, например рекламные щитки на стадионе. Появился пакет, под который нашли спонсоров. ВГТРК купила его за 15 миллионов на три года. В минувшем сезоне срок соглашения истек.

Чермен ДЗГОЕВ, Надежда СТЕПАНОВА

Известия