14.01.2005

Airbus не хочет терять субсидии. Концерн попросил у европейских правительств 1 млрд евро



Кевин Дан
Дэниел Майклз

Переговоры между США и Евросоюзом относительно ограничения господдержки авиастроительных концернов Airbus и Boeing могут провалиться, еще не начавшись. Сразу после того, как были анонсированы консультации, Airbus попросил у европейских правительств помощь на 1 млрд евро.


Boeing – крупнейшая аэрокосмическая корпорация мира. Ее выручка в 2003 г. составила $50,5 млрд, чистая прибыль – $698 млн. Airbus на 80% принадлежит франко-германскому аэрокосмическому концерну EADS и на 20% – британской оборонной компании BAE Systems. Его объем продаж в 2003 г. составил $24,2 млрд. В 2003 г. Airbus впервые опередил Boeing в качестве крупнейшего мирового авиастроителя гражданских самолетов, поставив 305 самолетов, в то время как американская компания лишь 281. В 2004 г. Airbus продал 320 лайнеров, а Boeing – 285.

В октябре прошлого года США и Евросоюз подали во Всемирную торговую организацию встречные иски, обвиняя друг друга в предоставлении многомиллиардных субсидий Boeing и Airbus. Но во вторник, чтобы избежать судебного разбирательства в ВТО, которое бы нанесло огромный ущерб обеим сторонам, Евросоюз и США объявили о начале трехмесячных переговоров об отмене госсубсидий самолетостроителям. США и Евросоюз договорились не отменять уже действующие программы господдержки Boeing и Airbus, но пообещали не предоставлять им новых госсубсидий во время переговоров. Хотя США и Евросоюз говорят об отмене госсубсидий, сами самолетостроительные компании хотели бы получить в итоге переговоров правила, которые бы ограничивали господдержку и позволяли бы следить за тем, в каком объеме ее получает конкурент.

Однако уже в среду гендиректор Airbus Ноэль Форже сообщил, что его компания попросила правительства Франции, Германии, Великобритании и Испании предоставить кредит в размере около 1 млрд евро на создание нового самолета А350. Он пояснил, что это обращение не противоречит договоренностям о проведении переговоров между США и Евросоюзом. Просьба Airbus будет рассмотрена правительствами четырех европейских стран после завершения переговоров.

Впрочем, Форже подчеркнул, что А350, который будет конкурировать с новым Boeing-7Е7, будет создан, даже если Airbus не получит кредит от властей. “Этот коммерческий проект запущен, он не зависит от чьей-либо поддержки”, — заявил он. Всего на разработку А350 Airbus планирует направить 4 млрд евро. По словам топ-менеджеров Airbus, их компания надеется получать помощь на создание новых самолетов, пусть и в меньшем размере, чем прежде, и после завершения переговоров США и Евросоюза. “Мы тщательно готовим проект [А350], рассчитывая получить помощь”, — говорит один из них.

Но инициатива Airbus вызвала резкую критику со стороны США. Американцы считают, что в соответствии с предстоящим соглашением европейский концерн больше не должен получать никаких субсидий. “Мы решили добиваться всеобъемлющего соглашения, чтобы покончить с субсидиями. Я подчеркиваю — покончить, — заявил Ричард Миллз из аппарата торгового представителя США Роберта Зеллика. — США не допустят новых авиасубсидий, которые незаконны с точки зрения ВТО”. Раздражение американцев можно понять. В наступившем году Airbus планирует увеличить отрыв от конкурента. По словам Форже, европейский концерн намерен продать до 360 самолетов, тогда как планы Boeing ограничиваются только 320 авиалайнерами. (FT, WSJ, 13.01.2005, Олег Митяев)



Ведомости