23.12.2004

Кино снижает доходность



синема парк В среду компания «Синема Парк», созданная «Интерросом» и студией Никиты Михалкова «Тритэ», открывает шестизальный кинотеатр «Синема парк на Октябрьском Поле». Это второй из трех московских кинотеатров компании – основная ее деятельность придется на регионы.

Как заявил Сергей Китин, генеральный директор «Синема парка», «Синема парк на Октябрьском Поле» обошелся компании примерно в $4 млн, открывшийся в начале года «Синема парк на Калужской» – чуть больше $5 млн.

Открывая в январе этого года первый кинотеатр компании, руководство «Синема парка» заявило о планах занять до 30% российского рынка. В Москве компания планирует ограничиться всего тремя кинотеатрами, а основной удар придется на регионы. Сборы от кинопоказа в этом году несколько замедлились – в прошлом году они составили $200 млн, в этом прогнозировали $270 млн, но, скорее всего, будет где-то в районе $250 млн.

По количеству экранов на душу населения Россия существенно отстает от других стран, так что место на рынке есть. Например, в Лондоне около 45 мультиплексов (более чем на десять экранов каждый), а это гораздо больше, чем в Москве, не говоря уже о регионах.

Вообще рынок кинопоказа последние годы перераспределяется в пользу регионов. Если в 2003 соотношение было 64 на 36% в пользу регионов, то в этом году соотношение будет уже 70 на 30%, а то и больше. Этим и объясняется стремление «Синема парка» сосредоточиться не на Москве, а на регионах.

Основной конкурент «Синема парка» в регионах – «Киноплекс», но его подход во многом иной.

Во-первых, «Синема парк» в регионах строит кинотеатры от восьми и более залов. Так что открывшийся сегодня шестизальный кинотеатр нетипично мал для компании. Причина «гигантомании» проста: по словам Сергея Китина, после того как компания строит в городе-миллионнике десятизальный мультиплекс, количество экранов в городе удваивается. В последнее время россияне вновь стали ходить в кино, охотно выкладывая деньги за просмотр не только зарубежных, но и российских фильмов.

Во-вторых, в большинстве случаев «Синема парк» будет не брать помещения под кинотеатры в аренду (Москва – исключение), а покупать. Основной конкурент – «Киноплекс» – предпочитает реконструировать старые кинотеатры, делая из них двух-трехзальники.

В ноябре 2005 года планируется открытие мультиплекса «Синема парк» в торговом комплексе «Гранд-Каньон» (Санкт-Петербург), в феврале 2006-го – мультиплекса в Уфе; в июле – в Красноярске. Дальше черед дойдет до Перми, Тюмени, Новосибирска, Ростова, Екатеринбурга, Краснодара, Омска, Казани, Самары, Саратова.

Всего первая очередь строительства предполагает постройку 12 многозальных кинотеатров. Общая сумма инвестиций – более $100 млн. Около $50 млн из этой суммы выделит «Интеррос», $20 млн предоставит в качестве кредита IFC.
Максимальный срок окупаемости для каждого из проектов «Синема Парка» – пять лет.

Это нормальные показатели: доходность коммерческих кинотеатров в Москве сегодня оценивается в 25% годовых. Окупаемость составляет три-четыре года при средней загрузки зала от 30%.

Кстати, успехи кинотеатральной рекламы в 2004 году оказались довольно скромными. Глава рекламного агентства «Кармен-Медиа» Павел Шиловский оценил этот сегмент в $14,5–15 млн, то есть по сравнению с прошлым годом рост получился лишь на 15%. Расти дальше она не будет: дорожают телереклама и «наружка», а по структуре рекламных бюджетов реклама в кинотеатрах находится на четвертом месте, так что неизвестно, дойдут ли до нее деньги.

Марина Носкович

Газета.RU