21.12.2004

Лишние телефоны. Российский рынок мобильных телефонов оказался не так велик, как ожидали дистрибьюторы



Своего покупателя не могут найти 2-3 млн. телефонов. Аналитики считают, что рынок становится все более конкурентным, и в следующем году место на нем найдется не для всех. В частности, с полок магазинов могут исчезнуть телефоны корейской марки Pantech.

Предложение без спроса

В 2004 году объем российского рынка сотовых телефонов не превысит 27 млн. штук. Из них 25 млн. ввезено по официальным каналам, а еще 1,25 млн. пришлось на "серый" импорт. К такому раскладу оказались не готовы несколько дистрибьюторов, рассчитывавшие на большие продажи. По мнению ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, 2 млн. завезенных телефонов едва ли будут проданы в текущем году. Управляющий торговой сети "Евросеть" Евгений Чичваркин считает, что количество лишних телефонов еще больше - 3 млн. штук. Это полуторамесячный розничный спрос на телефоны. "Для нормальной жизнедеятельности рынку хватает 500-600 тыс. телефонов в складских запасах", - пояснил Муртазин ГАЗЕТЕ.

Розница получит сверхприбыль

Дистрибьюторы спешили выполнить план по закупкам, от этого зависели их бонусы от производителей по итогам года. Сейчас им нужно избавляться от своих запасов, чтобы освободить место под новые партии. Для этого придется снизить цены. Но это вовсе не означает, что рядовой покупатель сможет купить телефон своей мечты по бросовой цене. В выигрыше окажутся лишь некоторые розничные сети. По словам Евгения Чичваркина, за последние две недели года "Евросеть" планирует продать 400 тыс. телефонов. Руководитель отдела по связям с общественностью сети "Связной" Анна Свердлова рассказала ГАЗЕТЕ, что в новогодний период продажи удваиваются, однако цифры назвать отказалась. Правда, по словам Свердловой, "Связной" закупает телефоны исключительно напрямую у производителей, и уже сейчас в салонах ощущается нехватка новых моделей, например, Nokia.

Pantech могут вынудить уйти

Аналитики считают, что малоизвестные марки не могут похвастаться таким же успехом. По мнению Муртазина, дистрибьюторы разочарованы в корейской марке Pantech, вышедшей на рынок в этом году. Рекламная поддержка обеспечила новичку хорошие продажи - по итогам года продано 500 тыс. трубок. Однако их качество, по мнению аналитиков, оставляет желать лучшего. По данным MRG, в ремонте нуждается почти каждый четвертый телефон Pantech, и компания не в состоянии обеспечить покупателей сервисным обслуживанием. Менеджер по работе с дилерами Pantech Денис Минов подтвердил ГАЗЕТЕ, что по ряду моделей брак превышает средний уровень (средним компания считает показатель в 2%), однако цифры аналитиков он счел завышенными. Между тем Муртазин говорит, что как только дистрибьюторы перестанут зарабатывать на марке, они прекратят ее поставки в Россию. И случиться это может уже в следующем году.

За место на полке придется платить

На рынок ежегодно выходят новички, и если еще в этом году место на полках находилось для всех, в следующем году, по мнению аналитика IDC Саймона Бейкера, за право продаваться в салонах крупных сетей придется платить. MRG полагает, что цена входного билета для нераскрученных брендов может составить 50-100 тыс. долларов. Юлия Лю

Газета