08.12.2004

Зурабов вспомнил о здоровье. Медстрахование может подешеветь на 1500руб.



Борис Грозовский

Новая версия законопроекта об обязательном медицинском страховании уменьшает затраты компаний, которые покупают своим работникам добровольную страховку. Однако эта система будет работать, только если регионы найдут возможность заплатить за медобслуживание неработающих, отмечают эксперты.


Сейчас полисы ДМС имеют порядка 10 млн человек, а суммарная премия страховщиков по ДМС за 2004 г. составит, по оценке “Эксперт РА”, 35–40 млрд руб. По данным советника президента Всероссийского союза страховщиков Алексея Зубца, в крупных городах ДМС охвачено примерно 16% семей.

Минздрав представил на вчерашних парламентских слушаниях в Думе новый вариант закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). По словам министра Михаила Зурабова, закон позволит реализовать идеи, которые реформаторы пытаются продвинуть с начала 1990-х гг., — дать застрахованным свободу выбора медучреждений и стимулировать работодателей оплачивать добровольное страхование (ДМС) своих работников. До конца года законопроект будет внесен в правительство, сообщил замминистра Владимир Стародубов.

Компаниям законопроект, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, обещает два послабления. Их затраты на покупку добровольного полиса для каждого сотрудника станут на 1500 руб. в год меньше (в ценах 2005 г.), а затраты на ДМС не будут облагаться налогом на прибыль — сейчас льгота действует, только если такие затраты не превышают 3% фонда оплаты труда.

Пока что компании, покупающие сотрудникам добровольные страховки, платят за одну услугу дважды, поскольку кроме добровольного должны платить и за обязательное страхование. Минэкономразвития весь прошлый год пыталось убедить Минфин разрешить компаниям, покупающим полисы ДМС, не платить обязательные взносы. Но чиновники финансового ведомства объясняли тогда, что, если обеспеченная часть населения выйдет из системы ОМС, финансировать медучреждения будет нечем: страховку пенсионерам и детям должны покупать региональные бюджеты, у которых нет на это средств.

Законопроект Зурабова декларирует, что страховщик, у которого работодатель купил полис ДМС, сможет получить в территориальном фонде ОМС “финансирование в размере подушевого норматива финансирования” (1500 руб. для 2005 г.). Эту часть страховой премии территориальный фонд ОМС обязан перевести страховой компании, если работодатель представил ему договор о ДМС.

Смягчить нагрузку на компании Минздрав решил за счет ужесточения отношений с регионами. Территориальные фонды ОМС будут административно подчинены федеральному фонду ОМС, а не региональным администрациям, как сейчас. Регионы не смогут платить страховые взносы за неработающих меньше, чем установлено правительством, говорится в пояснительной записке к закону. А территориальные фонды ОМС смогут требовать у них эти платежи, если региональные чиновники не нашли средств на оплату полисов ОМС.

Предложение Минздрава — “безусловно позитивный, оправданный с экономической точки зрения компромисс: у работников и работодателей становится больше свободы выбора”, радуется замгендиректора “Норильского никеля” Ольга Голодец. На полный выход из системы ОМС работодатели и не рассчитывали. “Выйдя из нее молодым и здоровым, теряешь возможность вернуться старым и больным”, — шутит замгендиректора Координационного совета объединений работодателей России Андрей Слепнев. Он надеется, что, если законопроект будет принят, добровольной медстраховкой через два-три года смогут пользоваться 20-30 млн человек.

Для этого Минздраву надо заставить регионы платить за полисы ОМС для неработающих, отмечает Слепнев. “Если навести финансовую дисциплину в регионах не удастся, систему медстрахования можно закрывать”, — соглашается председатель социального комитета Госдумы Андрей Исаев. А вот для работников медстраховка по-прежнему остается “манной небесной — как при социализме, они могут не платить за лечение и будут доплачивать врачам за формально бесплатные услуги”, недоволен гендиректор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики Олег Куликов. По мнению первого замгендиректора “РОСНО” Владимира Гурдуса, полноценно ввести в действие закон об ОМС можно через год-полтора. Страховым компаниям передается часть финансовых рисков, констатирует он: если уплаченных работодателями средств не хватит, часть расходов на лечение должен будет оплатить страховщик. За год страховщики смогут накопить статистику по ОМС и опробовать различные способы снижения затрат на лечение, надеется Гурдус, иначе участие в системе ОМС обернется для них убытков.



Ведомости