03.12.2004

Кладбище оборванных щитов. Рекламщики Воронежа обещают уйти с рынка, если губернатор не пойдет им навстречу



Воронежские рекламщики решили обратиться к губернатору Владимиру Кулакову с просьбой снизить коэффициент единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для распространителей наружной рекламы с 1,0 до 0,1. По мнению президента ассоциации рекламных агентств Воронежа Константина Корнева, если их требование не будет выполнено, город превратится в «кладбище оборванных щитов».

С 1 января 2005 года для «наружки» вводится единый налог на вмененный доход, который составит 15% от вмененного дохода юридического лица и заменит налоги на прибыль, имущество, единый социальный налог. Вмененный доход рассчитывается исходя из базовой доходности за один квадратный метр рекламной площади (максимально возможной прибыли), которая была установлена федеральным законом: для обычных рекламных щитов – 3 тыс. рублей, для световых и электронных табло – 4 тыс. рублей. Право определять итоговую величину дохода, с которого «наружники» должны платить ЕНВД, Госдума отдала регионам: им надлежало с помощью спецкоэффициента отрегулировать значение вмененного дохода.

На территории Воронежской области распространением наружной рекламы занимаются около 30 местных рекламных агентств, размещающих в регионе 40% «наружки». 60% рынка принадлежит операторам московских фирм, основные из которых Big Bord, Autodoor-News, Autodoor-One и «Реклама-Сервис».

По предложению администрации Воронежской области, коэффициент был установлен в максимальном размере (1). На заседании облдумы 25 ноября группа депутатов (Ирина Транькова, Илья Ерихонов и Юлия Плетнева) предложила коллегам снизить «чрезмерно завышенный» коэффициент ЕНВД для распространителей наружной рекламы до 0,1 – для Воронежа и 0,07-0,08 – для районов. По мнению госпожи Траньковой, введение максимального коэффициента (такой же введен только на центральных улицах Москвы, в частности – на Тверской) заставит подавляющее большинство местных рекламных агентств уйти с рынка. «Понимаю, что мы хотим быть круче всех, но я убеждена, что коэффициент 0,1 достаточно реален для Воронежа», – заявила Ирина Транькова. А в качестве подтверждения привела расчеты: при средней стоимости продажи одной стороны стандартного щита (18 кв. м) в 7 тыс. рекламные агентства должны будут уплатить «вмененку» в размере 8,1 тыс. рублей.

Тем не менее заместитель начальника управления экономразвития обладминистрации Александр Хованский заявил, что установление максимального коэффициента заставит рекламщиков «выйти из тени». И соответствующие поправки к областному закону о налоге на вмененный доход депутаты утвердили в редакции обладминистрации.

Вчера президент ассоциации рекламных агентств Воронежа Константин Корнев в компании с председателем объединения предпринимателей области «ОПОРа» Сергеем Наумовым, депутатом облдумы Ильей Ерихоновым, начальником отдела рекламы мэрии Сергеем Степановым и около 30 представителями рекламных агентств Воронежа собрались в Доме актера и попытались совместными усилиями выработать план дальнейших действий рекламщиков, занимающихся «наружкой».

По словам Константина Корнева, 25 ноября он направил письмо в адрес начальника главного управления по развитию предпринимательства и потребрынка администрации области Аркадия Можаитова с просьбой пересмотреть коэффициент. Однако пока «официально ничего не произошло». По мнению Сергея Степанова, введение коэффициента, равного 1, приведет к тому, что областной бюджет вообще не будет пополняться средствами от распространителей наружной рекламы. А Сергей Наумов привел в пример последствия увеличения ставки на игорный бизнес (соответствующий закон облдума приняла в прошлом году): практически все игорные заведения перерегистрировались в других регионах, а областной бюджет не получил никакой прибыли.

Если обладминистрация все-таки будет продолжать настаивать на введении максимального коэффициента, то, по мнению Константина Корнева, Воронеж превратится в «кладбище оборванных щитов» и рекламные агентства будут вынуждены уйти в другие регионы. «Посадить бы автора закона на недельку на телефон, чтобы он попробовал продать хоть один щит по новой цене», – возмутился директор креатив-бюро «Хлеба и зрелищ» Павел Черпаков. Господин Черпаков предложил коллегам саботировать решение облдумы и не платить никаких налогов до выяснения отношений в Гаагском суде.

Как вариант решения проблемы господин Наумов предложил обратиться с открытым письмом к губернатору Владимиру Кулакову на областном съезде предпринимателей, который состоится 9 декабря. Кроме того, предложить областным властям на три года ввести мораторий на увеличение размера всех налогов для малого и среднего бизнеса в области. А для виновных чиновников, которые тормозят развитие предпринимательства, учредить ежегодный переходящий «приз» – «Тормозной башмак», как в Орле.

Заместитель начальника управления экономического развития обладминистрации Александр Хованский, которого, судя по всему, имел в виду господин Наумов, сообщил „Ъ“, что ситуация будет обсуждаться только в феврале-марте и, возможно, ЕНВД вообще в области отменят. «Менталитет хозяйствующих субъектов гласит, что рекламировать им нечего», – попытался объяснить свою позицию господин Хованский. Тем не менее чиновник признался, что «единица» создаст проблемы для местных рекламщиков, но и заставит «искать другие формы работы с клиентами и лучше уговаривать их на рекламу».

Аркадий Можаитов, которому президент ассоциации рекламных агентств Воронежа Константин Корнев направил письмо с требованием снизить коэффициент, пояснил корреспонденту „Ъ“, что договоренность о его снижении в администрации области уже практически достигнута. «Единица – это, конечно, нереально», – не согласился со своим коллегой господин Можаитов. И сообщил, что до уплаты рекламщиками ЕНВД в апреле 2005 года обладминистрация разработает и утвердит новые коэффициенты с учетом зональности – для центра Воронежа это коэффициент 0,4-0,5, а самая низкая ставка для районов области будет составлять 0,07. // Татьяна Карабут. "Коммерсант - Черноземье"

Новости наружной рекламы