02.12.2004

Wal-Mart уступил конкурентам



Энн Зиммерман

Объем продаж крупнейшей в мире сети магазинов Wal-Mart в выходные после Дня благодарения оказался намного меньше запланированного. И связано это с тем, что в период самых больших скидок компания не смогла снизить цены больше, чем конкуренты.

В этом году покупатели порадовали ритейлоров. Товары расходились намного быстрее, чем раньше. Но на этом фоне продажи Wal-Mart выросли всего на 0,7% по сравнению с ноябрем прошлого года, при том что рост планировался на уровне 2-4%. Из-за этого акции Wal-Mart упали почти на 4%. “Объемы продаж в выходные после Дня благодарения нас не обрадовали, — признается представитель Wal-Mart Мона Уилльямс. — Цены у нас были не выше, чем обычно, но конкуренты [из сетей Target и Best Buy] повели себя более агрессивно. Кроме того, наша маркетинговая программа была слишком предсказуемой, и они этим воспользовались”. Это касалось, в частности, часов работы магазинов, рекламы в печатных изданиях и ассортимента, который мало изменился за несколько лет. У Wal-Mart 3500 магазинов в США, у Best Buy и Target — 670 и 1449 соответственно. Но в этом сезоне они наступают Wal-Mart на пятки. Так, в течение нескольких лет ей не было равных, например, по ценам на электронику, а в этом году самый дешевый DVD-плейер в Wal-Mart стоит $79, в Best Buy его можно купить за $15. Это привело к тому, что Wal-Mart лишилась части своих основных покупателей — людей с невысокими доходами.

Руководство Wal-Mart уверено, что ситуацию с продажами еще можно исправить, но способов сделать это не так много. Обновить ассортимент товаров до Рождества компания не успеет, поэтому единственным выходом остается радикальное снижение цен и сопровождающая его мощная рекламная кампания.

“Наша ценовая политика будет не менее агрессивна, чем обычно, и во время праздничного сезона, и после него”, — говорит Уилльямс.

Неутешительные результаты Wal-Mart — проблема не только для самой компании, они могут стать встряской для всего потребрынка США. Wal-Mart продает 8,5% всех потребительских товаров США (если исключить автомобили). Аналитики пока гадают, как объяснить падение продаж Wal-Mart — слишком низкими дисконтами самой компании или падающей покупательской способностью менее зажиточных американцев. “Стоит Wal-Mart чихнуть, как весь рынок заболевает гриппом”, — говорит Билл Дреер. По его словам, рынок не ожидал таких низких показателей по продажам Wal-Mart и они его серьезно встревожили.

Другие аналитики, впрочем, считают, что неудачи не помешают Wal-Mart достичь заявленного уровня продаж в этом квартале. Пока основная стратегия сети, от которой она не отходила со времени основания — держать цены стабильно низкими, а не устраивать время от времени распродажи, — ее не подводила. За счет высокого объема продаж по низким ценам Wal-Mart всегда получала высокую прибыль. В этом году выручка компании может достичь $300 млрд. (WSJ, 30.11.2004, Кирилл Корюкин)



Ведомости