01.12.2004
Газпром

Богданчиков признался. "Газпром" хочет купить активы "ЮКОСа"



Ирина Резник
Анна Николаева

Гендиректор “Газпромнефти” Сергей Богданчиков публично объявил, что его компания будет участвовать в аукционе по покупке “Юганскнефтегаза”. Но вчера госчиновникам в совете директоров “Газпрома” не хватило духу одобрить поход монополии на торги.


“Юганскнефтегаз” на 100% принадлежит “ЮКОСу” и добывает 62% всей нефти холдинга, план на 2004 г. – 50 млн т. На компанию приходится 73% доказанных запасов “ЮКОСа”. Сумма налоговых претензий к “Юганскнефтегазу” – $3,9 млрд, самого “ЮКОСа” (с учетом уже выплаченных $3,4 млрд) – $17,2 млрд. Судебные приставы выставили на продажу основной добывающий актив должника за $8,6 млрд.

Аукцион по продаже 76,8% акций “Юганскнефтегаза” состоится через три недели. Мало кто сомневался, что компания в итоге достанется “Газпрому”. Объявить об участии в аукционе выпало Сергею Богданчикову, президенту “Роснефти” и гендиректору недавно созданной нефтяной “дочки” монополии — “Газпромнефти”.

“Мы рассматриваем возможность приобретения новых нефтяных активов”, — начал вчера объяснение Богданчиков на международном форуме “Газ России — 2004”. По его словам, у “Газпрома” нефтяная составляющая должна быть пропорциональна газовой. “Приобретение мелких нефтяных предприятий эту проблему не решило бы, — тут глава “Газпромнефти” сделал паузу и выдохнул: — Наш консультант Deutsche Bank предложил нам посмотреть другие предприятия — “Сибнефть”, “Сургутнефтегаз” и активы “Юганскнефтегаза”. Deutsche Bank и “Газпром” считают, что покупка “Юганскнефтегаза” привлекательна. Поэтому правление “Газпрома” решило, что “Газпромнефть” будет участвовать в аукционе по “Юганскнефтегазу”.

Богданчиков перевел дух и добавил: у нас в России должна быть хотя бы одна компания хорошего мирового уровня, и, если нам не удастся выиграть тендер, мы будем искать другие резервы. Впрочем, было очевидно, что в газпромовской победе на тендере он ни капли не сомневается. Богданчиков надеется, что “Газпромнефть” в 2005 г. будет добывать 88-90 млн т нефти, а к 2010 г. — уже 120-125 млн т нефти.

Эти смелые планы вчера еще предстояло рассмотреть на совете директоров “Газпрома”. Как рассказал “Ведомостям” один из участников заседания, чиновники вопрос о “Юганскнефтегазе” обсудили, но решение так и не приняли, перенеся его на заочное заседание. По его словам, бурной дискуссии этот вопрос не вызвал, только министр экономического развития Герман Греф осторожно заметил, что еще надо внимательно изучить детали. Другой участник заседания даже счел, что решение уже принято. Он сказал “Ведомостям”, что члены совета единодушно рекомендовали “Газпромнефти” участвовать в конкурсе по продаже “Юганскнефтегаза”, но оформлено решение будет “заочно по техническим причинам”: “Решение было единодушным, никаких возражений не было”.

Богданчиков рассказал, что “Газпромнефть” думает, как привлечь деньги для финансирования масштабной сделки. Источник в одном из банков-кредиторов, участвующих в организации финансирования “Газпромнефти” для покупки “Юганскнефтегаза”, рассказал “Ведомостям” подробности финансовой поддержки. По его словам, пул западных банков во главе с Deutsche Bank и ABN AMRO может выдать “Газпрому” необеспеченный краткосрочный кредит на сумму около $10 млрд. Еще около $5 млрд, как предполагается, будут собственные средства “Газпрома” (см. статью на стр. Б1). По словам собеседника “Ведомостей”, на данный момент банки исходят из того, что стоимость “Юганскнефтегаза” вместе с налоговыми долгами (1999-2003 гг. — около $5 млрд) и поручительствами по непогашенным кредитам “ЮКОСа” (около $1,5 млрд) варьируется в пределах $15 млрд. Эту информацию “Ведомостям” подтвердил источник в “Газпроме”. В банках эту информацию комментировать отказались.

Кто бы ни был покупателем “Юганскнефтегаза”, “ЮКОС” будет оспаривать сделку, обещает пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин. Но иски от акционеров “ЮКОСа” и Menatep “Газпром” не пугают. “Права акционеров будут учтены”, — обещает Сергей Богданчиков. Инвесторы, хоть и ожидали, что аукцион по “Юганскнефтегазу” без “Газпрома” не обойдется, восприняли вчерашнюю новость негативно. По словам Майкла Бобошко из “Совлинка”, было ясно, что за всеми событиями вокруг “ЮКОСа” стояло государство, а потому покупка “Газпромом” “Юганскнефтегаза” — “вполне логичное завершение цепочки”. “Если передача “Юганскнефтегаза” в “Газпром” все-таки состоится, то я поверю в любые сценарии, включая покупку “Газпромнефтью” “Сибнефти” и “Сургутнефтегаза”, — заключает он. “Западные инвесторы скептически относятся к этой сделке, усматривая в ней национализацию”, — добавляет директор Vostok Nafta Алекс Уильямс и высказывает сомнения, что крупная западная компания решится участвовать в аукционе. Впрочем, “Газпром” это не беспокоит, по словам сотрудника монополии, необходимая конкуренция “Газпромнефти” будет обеспечена со стороны сахалинского партнера “Роснефти” — индийской ONGC.



Ведомости