29.11.2004

Банки ответят за кредитный обман



Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшее время намерена возбудить дела в отношении ряда банков по их практике предоставления потребительских кредитов. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

По его словам, речь идет о тех случаях, когда реальные ставки по кредитам отличаются от декларируемых. И отличаются цены этих услуг, конечно же, в сторону повышения ставки по кредиту.

Недавно ФАС совместно с Центробанком подписали правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг.

Как отметил Кашеваров, реальная стоимость кредита в этих банках в разы превосходит первоначально объявленную процентную ставку и достигает иногда 60-70%.

Чиновник заявил, что сейчас формируется постоянно действующая комиссия по рассмотрению таких дел. По словам Кашеварова, скорее всего, она будет состоять из 16 человек – по восемь от каждого ведомства.

Кроме того, будут созданы 75 региональных комиссий по месту нахождения территориальных управлений ФАС, которые также будут рассматривать аналогичные дела в рамках своей компетенции.

Рекламные объявления банков, посвященные такой услуге, как предоставление кредитов, часто не соответствуют реальности. В рекламе указана одна ставка, а на деле оказывается, что ставка по кредиту в конечном итоге будет выше, потому что банку надо будет заплатить за дополнительные услуги по предоставлению кредита, которые в рекламе не указаны, но без которых невозможно выдать кредит.

«Когда рассерженные клиенты обращают на это внимание сотрудников банка, следуют стандартные ответы из серии «не хотите – не берите» или «это обычная практика у всех банков,– сообщил «Газете.Ru» адвокат Алексей Агеев. – По закону о рекламе любой рекламодатель не может указывать в рекламном объявлении информацию, не соответствующую действительности, поэтому человек имеет право обратиться на банк в суд за защитой своих прав. Но, насколько мне известно, пока ни один такой суд не доведен до логического завершения, банк не признан виновным в нарушении законов о рекламе и о защите прав потребителя, и ущерб истцам от недоброкачественной рекламы не компенсирован. Поэтому, конечно же, хорошо, что на нездоровую ситуацию на банковском рынке обратили внимание контролирующие органы».

Так, например, клиент, получающий кредитную карточку в банке «Русский стандарт», уже после ее получения узнает, что за снятие денег в банкомате этого банка нужно заплатить на 5% больше, чем за снятие денег с дебетовой карточки этого банка. То есть реальная ставка по кредитной карте в банке «Русский стандарт» равна ставке, указанной в договоре, плюс плата за снятие денег.

А уже если деньги снимать не в банкомате банка «Русский стандарт», а в банкомате любого другого банка, ставка будет еще выше. Или вот еще пример: человек приходит в магазин ИКЕА, ему не хватает денег на покупку понравившегося товара. Тут же такому клиенту предлагают оформить кредитную карточку сотрудники Дельта Банка. И лишь выйдя из магазина ИКЕА, человек узнает, что если покупать товары в кредит при помощи этой карты, то ставка по кредиту – 25% годовых в рублях. А если в каком-то другом месте – то 30%.

Ни один банк официально не признался «Газете.Ru» в том, что реальная ставка по кредиту в нем занижена по сравнению с указанной в рекламном проспекте. Но на деле оказывается, что реальная ставка всегда оказывается выше, чем заявленная. У некоторых банков – чуть-чуть, но при этом банк вводит суровые штрафные санкции за просрочку платежей.

Например, Дельта Банк за просрочку берет фиксированный штраф плюс пени, сумма которых рассчитывается так: сумма кредита, умноженная на 50%, поделенная на количество дней в году (365) и умноженная на количество дней просрочки. Некоторые банки вводят многочисленные платные услуги, без которых кредит получить просто невозможно.

Директор по стратегическому маркетингу компании «IQ marketing» Ольга Белобровцева заявила «Газете.Ru», что обманывать клиента нельзя ни в коем случае: «Существует жесткое правило: «избегай обещать сверх возможного».

Каждый раз, когда мы делаем для клиента проект, будь то бренд, позиционирование или стратегия продвижения, мы обязательно проверяем все идеи на соответствие действительности. Потому что, обманув ожидания потребителя, вы теряете не только этого человека, но и его родственников, друзей, знакомых. И хотя сегодня на российском рынке компании, использующие противоположный подход, увы, не редкость, уверена, что эта ситуация будет постепенно меняться. Жаль, если это будет происходить только под воздействием контролирующих органов».

Газета.RU