26.11.2004
Heinz

Heinz собрался в Россию. Компания присматривается к питерским предприятиям



Ринат Сагдиев

Крупнейший мировой производитель кетчупа — американская компания H. J. Heinz ведет переговоры о покупке одного из российских игроков или размещении заказа на местном предприятии. Подробности переговоров в компании не раскрывают, но участники рынка считают, что H. J. Heinz заинтересовался питерским “Петросоюзом”.


Американская компания H.J. Heinz – крупнейший в мире производитель кетчупа. В США компания контролирует 60% соответствующего рынка, а на 50 зарубежных рынках, по собственным данным, занимает вторую позицию. Heinz также производит приправы, сухие завтраки, детское питание, консервированные овощи и макароны. В 2004 финансовом году (начинается в апреле) продажи компании составят $8,4 млрд. В России доля H.J. Heinz на рынке кетчупа не превышает 4%. По оценке компании “Балтимор” (Санкт-Петербург), российский рынок кетчупа в розничных ценах составляет $200–300 млн. Более 50% этого рынка контролирует “Балтимор”, 15–16% – группа “Петросоюз” (также Санкт-Петербург).

О ведущихся компанией переговорах в России “Ведомостям” сообщил директор по корпоративным связям лондонского офиса H. J. Heinz Майкл Маллен. “В первую очередь H. J. Heinz ищет возможность приобретения компании”, — заявил Маллен, отказавшись назвать, кого именно хочет купить его компания.

Российские производители кетчупа убеждены, что H. J. Heinz может интересоваться лишь двумя крупнейшими игроками — петербургскими “Балтимором” и “Петросоюзом”. “Международные компании предпочитают покупать не столько бизнес, сколько долю на рынке”, — говорит председатель правления консервного холдинга “ПомидорПром” Максим Протасов, напоминающий, что у всех игроков рынка, кроме двух петербургских компаний, рыночная доля не превышает 1,5%. С Протасовым согласен директор по продажам и маркетингу агропромышленной компании “ЭФКО” Владислав Романцев, добавляющий, что для H. J. Heinz критерием отбора станет также “уровень менеджмента и производства”. “Но и по ним вариантов не так много — среди кетчупных компаний это “Балтимор” и “Петросоюз”, — говорит Романцев.

Аналитик Альфа-банка Александр Свинов оценивает “Балтимор” в $70-100 млн, “Петросоюз” — в $20-30 млн. Но, как сообщил “Ведомостям” директор российской компании, знакомый с ходом переговоров, H. J. Heinz отказался от покупки “Балтимора” несколько месяцев назад. “Владельцы компании запросили очень много”, — утверждает собеседник “Ведомостей”. В H. J. Heinz и “Балтиморе” эту информацию комментировать отказались. Пресс-секретарь “Балтимора” Наталья Чаптыкова заявила лишь, что активные переговоры Heinz вел полтора года назад, но “ни с кем не договорился”. В “Петросоюзе” комментировать возможные переговоры с H. J. Heinz не стали.

По словам Протасова, американцы сейчас ищут и другие способы расширения присутствия в России. “Они [H.J. Heinz] провели с нами и большинством других производителей переговоры о производстве кетчупа на наших мощностях, но пока от этой идеи отказались”, — утверждает он. H. J. Heinz не устроило качество иранской и китайской томатной пасты, из которой делают кетчуп российские производители. Поэтому компания помимо поисков производства в России сейчас изучает возможность выращивания помидоров в Узбекистане и Киргизии и производства там собственной томатной пасты, говорит Протасов. “Компания рассматривает все возможности выращивания томатов и производства пасты”, — подтвердил Маллен, но не стал уточнять страну или регион.



Ведомости