18.11.2004

"Проф-медиа" вернул Independent Media его акции, заработав около $10 млн



Вчера ЗАО "Издательский дом 'Проф-медиа'" продало принадлежащие ему 35% акций издательского дома Independent Media (IM). Покупателем акций стал их бывший владелец – IM, который, по оценкам экспертов, заплатил за них $45 млн. По официальной версии, "Проф-медиа" избавляется от активов, которые не может полностью контролировать. Однако некоторые эксперты считают, что IM перестал интересовать издательский холдинг, когда утратил влияние на газету "Ведомости".

Independent Media издает газеты The Moscow Times, St. Petersburg Times, "Ведомости", "На Рублевке"; журналы Cosmopolitan, Cosmo Magia, Harper`s Bazaar, "Домашний очаг", Men`s Health, FHM, Yes и ряд других. Оборот компании, по оценкам экспертов, составляет около $100 млн в год.

ИД "Проф-медиа" владеет пакетами акций в газетах "Известия", "Комсомольская правда", "Советский спорт", "Экспресс-газета"; журнале "Финансовый директор"; радиостанциях "Авторадио", "Энергия", "Новости on-line", в сети распространения "Сегодня-пресс". Оборот холдинга в 2004 году, по данным компании, составит $130-140 млн.

Холдинг "Проф-медиа" приобрел 35% акций IM в марте 2003 года. Тогда в компаниях говорили о желании запустить ряд совместных проектов. Более того, стороны не скрывали, что со временем планируют объединиться в единый издательский холдинг, который станет крупнейшим в России. Однако дальше совместных проектов в сфере b2b-изданий (см. интервью с гендиректором "Проф-медиа" Рафаэлем Акоповым на этой странице) дело не пошло.

Вчера представители "Проф-медиа" объявили, что выходят из состава акционеров IM. Компании подписали договор о том, что холдинг "Проф-медиа" продает 35% акций IM самому издательскому дому. Сумма сделки не разглашается. Между тем участники рынка уверены, что IM заплатил за возврат своих акций значительно больше, чем получил от их продажи в прошлом году. "Очевидно, что стоимость IM за последний год увеличилась: во-первых, вырос рекламный рынок, а во-вторых, издательский дом укрепил свои позиции на рынке глянцевых журналов",– говорит председатель правления РБК Юрий Ровенский. По оценкам экспертов, сегодня 35-процентный пакет IM стоит минимум на $10 млн больше, чем год назад,– $45 млн.

В "Проф-медиа" обратную продажу акций IM объясняют реструктуризацией активов холдинга. "Мы избавляемся от активов в компаниях, над которыми у нас нет полного контроля,– говорит директор по информации и связям с общественностью 'Проф-медиа' Константин Воронцов.– В IM мы были только портфельными инвесторами". Напомним, что именно в рамках этой стратегии холдинг недавно продал принадлежавшие ему пакеты акций информационного агентства "Прайм-ТАСС" и журнала "Эксперт" (см. Ъ от 7 октября).

В IM факт сделки подтверждают, но о причинах, побудивших компании отказаться от планов по слиянию, умалчивают. "Мы договорились с руководством 'Проф-медиа' не раскрывать причин 'развода' наших компаний,– говорит член совета директоров IM Елена Мясникова.– Конечно, мы покупаем эти акции дороже, чем он были проданы, однако это отличные инвестиции: рекламный рынок в следующем году будет расти, а значит, увеличится и стоимость IM – сейчас она растет опережающими темпами по отношению к рынку".

По мнению экспертов, официальные объяснения причин "развода" похожи на правду. "Похоже, что 'Проф-медиа' действительно избавляется от неконтролируемых активов,– полагает генеральный директор маркетингового агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.– По всей видимости, идет накопление финансовых ресурсов под развитие собственного бизнеса или для реализации новых проектов. Также не исключено, что они избавляются от мелких пакетов акций перед выходом на IPO". Правда, при этом господин Исаков отмечает, что для него по-прежнему неясно, почему "Проф-медиа" и IM в принципе отказались от слияния.

Несостоявшиеся партнеры между тем намекают, что слиянию воспрепятствовали неэкономические причины. "Коммерческие условия сделки были полностью согласованы, но появился ряд не имеющих отношения к бизнесу факторов, которые помешали слиянию компаний",– отметил Константин Воронцов. О каких именно факторах идет речь, господин Воронцов не уточнил. Наблюдатели же выдвигают следующую версию. Independent Media, Dow Jones & Co (владеет газетой The Wall Street Journal) и Pearson plc (издатель The Financial Times) владеют равными долями компании-издателя газеты "Ведомости" Delovoi Standart. Однако в феврале 2004 года по взаимному согласию учредителей издательский дом Independent Media был лишен возможности участвовать в принятии решений о назначении и отставке главного редактора газеты "Ведомости" и редактора отдела "Комментарии". То есть, даже если бы "Проф-медиа" получил бы контроль над IM, влиять на редакционную политику "Ведомостей" он бы не смог. И хотя ту договоренность, по мнению юристов, можно было оспорить в суде, стороны предпочли менее конфликтный способ уладить дело – IM просто выкупил акции с существенной премией.

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА
КоммерсантЪ