15.11.2004

Новые хозяева разоряют Rover, считает топ-менеджер BMW



Джеймс Макинтош

Германская BMW разочаровалась в нынешних хозяевах британской MG Rover, которым четыре года назад продала компанию за символические 10 фунтов. В то время как убытки MG Rover росли, новые владельцы компании назначали себе вознаграждение в 3 млн фунтов — вдвое больше, чем у боссов BMW.


Компания Phoenix Venture Holdings, которой принадлежит MG Rover, в прошлом году заявила убыток после уплаты налогов в размере 64,1 млн фунтов, несколько сократив его по сравнению с предыдущим годом (75 млн фунтов). Но ее операционный убыток в 2003 г. вырос на 25% до 123,8 млн фунтов. Пенсионный фонд Rover, принадлежащий Phoenix, в начале этого года был недофинансирован на 67,6 млн фунтов, или на 20%. В 2003 г. компания продала лишь на 2,4% меньше машин, чем в предыдущем, 144 900 штук. В этом году ожидается падение продаж примерно на 25 000 штук.

BMW владела Rover Group с 1994 по 2000 г., но отчаялась вывести ее из кризиса и даже собиралась закрыть производство автомобилей в Великобритании. Под давлением общественности и правительства страны BMW пошла на широкий жест: подразделение MG Rover немецкий автогигант продал компании Phoenix Venture Holdings, представляющей интересы четырех бизнесменов из Бирмингема, за символическую плату — 10 фунтов. За годы владения MG Rover немецкая компания вложила в нее 550 млн фунтов, а после продажи взяла на себя пенсионные обязательства перед ее бывшими сотрудниками. Подразделение по производству внедорожников Land Rover было куплено Ford, а права на марку маленьких городских машин Mini остались у BMW.

Взрыв возмущения топ-менеджеров BMW вызвало то, что новые владельцы MG Rover в 2002 г. назначили себе и гендиректору Кевину Хоу годовое вознаграждение в размере 3 млн фунтов каждому. Это не удивительно: члены совета директоров в преуспевающей BMW получают более чем в два раза меньше.

В прошлом году четверо владельцев Phoenix Venture Holdings получили по 1,15 млн фунтов, что чуть ниже вознаграждения топ-менеджеров BMW. Но при этом четверо собственников MG Rover распределили между собой еще 10 млн фунтов, использовав долговые обязательства, выпущенные примерно в то же время, когда была заключена сделка с BMW.

На прошлой неделе не выдержал управляющий директор британского подразделения BMW Джим О'Доннелл. Он обрушился с критикой на владельцев Rover. О'Доннелл назвал их действия “возмутительными”, учитывая огромные убытки британской автокомпании и то, что она досталась нынешним хозяевам даром. По его словам, такое поведение является “худшим проявлением капитализма” — они упускают последний шанс спасти британского производителя.

“BMW дала им всего за 10 фунтов реальную возможность спасти MG Rover, — восклицает О'Доннелл. — Однако новые директора используют ситуацию в MG Rover исключительно для собственного обогащения”.

Нынешнее руководство MG Rover оставило критику О'Доннелла без ответа. Ранее топ-менеджеры оправдывали уровень своего вознаграждения рисками, принятыми на себя в результате приобретения проблемной компании. Да и заявления представителей BMW на эту тему были гораздо более осторожными. “Это очень плохо, если возникает впечатление, что небольшая группа руководителей получает больше, чем все остальные работники” — этим заявлением ограничился год назад председатель совета директоров немецкой компании Гельмут Панке. Дальше в своей критике Панке не пошел, возможно, потому, что именно он на посту финансового директора BMW одобрил безвозмездную передачу MG Rover.

Теперь же О'Доннелл признает: “Глядя назад, кажется, что выбор другой группы частных инвесторов — Alchemy в качестве покупателя был бы лучшим решением”. Четыре года назад BMW не приняла предложения Alchemy, поскольку та собиралась сокращать бизнес MG Rover. (FT, 12.11. 2004, Олег Митяев)



Ведомости