15.11.2004
Nokia

Убедиться в безопасности предлагает Nokia владельцам ее телефонов



Роман Дорохов

Финская Nokia хочет доказать, что неповинна в громких скандалах, вызванных взрывами батарей в ее сотовых телефонов. Производитель вводит в эксплуатацию систему, позволяющую любому покупателю убедиться, что батарея в его телефоне — не пиратская.


Nokia работает более чем в 130 странах. Телефоны Nokia эксплуатируют более 250 млн пользователей. По данным исследовательской компании Mobile Research Group, в III квартале 2004 г. Nokia поставила в Россию 1,1 млн телефонов и заняла 17% рынка.

В феврале 2003 г. Nokia предупредила об опасности использования поддельных аккумуляторов для телефонов. В прошлом году от взрыва ее телефонов пострадали два жителя Голландии и девушка из Вьетнама. В декабре 2003 г. взорвалась батарея в сотовом телефоне Nokia актера из Петербурга Игоря Лифанова. А в январе 2004 г. в квартире москвички Веры Шипули начался пожар из-за взрыва аккумулятора в телефоне Nokia 7250i. В октябре иск Веры Шипули и адвоката Игоря Третьякова к ЗАО “Нокиа” был принят к рассмотрению Замоскворецким межмуниципальным судом.

Как рассказал “Ведомостям” сотрудник российского подразделения Nokia, пожелавший остаться неназванным, во вторник во всей Европе, включая и Россию, стартует программа по защите аккумуляторов Nokia от подделок. Уже с начала октября производитель размещает на оригинальных аккумуляторах голографические марки, разработанные Du Pont. На марках содержится скрэтч-код, аналогичный тому, что используется для защиты пластиковых платежных карт. Чтобы определить происхождение батареи, достаточно набрать цифры кода в “окошке” на сайте Nokia или отправить их с помощью SMS на специальный номер. Владельцу телефона тут же сообщат, оригинальный ли аккумулятор он приобрел. Ранее аналогичную систему Nokia уже запустила в Юго-Восточной Азии, а до конца года она начнет работать и в Америке.

По словам директора департамента по обслуживанию клиентов Nokia в России и странах СНГ Кауко Таннинена, компания решила маркировать свои батареи, поскольку подделки (а также аккумуляторы чужого производства) иногда плавятся или взрываются. Оригинальные же аккумуляторы взорваться не могут — при температуре свыше 70 градусов по Цельсию они просто отключаются, утверждает он. Изготовители подделок экономят на вентиляции и защитной микросхеме, которая отключает батарею при перегреве, предупреждает Таннинен. А вот имитировать внешний вид аккумуляторов они научились очень хорошо. “Обычными способами — качеством печати и упаковки — защитить аккумуляторы уже не удается”, — сокрушается он.

“Если взрываются только поддельные батареи, то идея защиты от подделок должна сработать”, — считает аналитик московского представительства IDC Саймон Бейкер. Он считает, что маркировка аккумуляторов обезопасит пользователей и защитит саму Nokia от потенциальных судебных исков со стороны пострадавших.

Другие производители телефонов также поддерживают действия Nokia. Все они в инструкциях предупреждают пользователей о том, что их телефоны могут повести себя непредсказуемо, если пользоваться аксессуарами от сторонних производителей. Samsung, по словам менеджера отдела телекоммуникаций российского представительства этой компании Дмитрия Кузнецова, применяет на упаковке аксессуаров сложные голограммы и полиграфию. Сторонние производители батарей для Siemens пока не доставляли неприятностей компании, рассказывает представитель российского подразделения этой компании Сергей Яковлев. Эффективность действий Nokia, по его мнению, будет зависеть от того, в какую сумму обойдутся компании сами марки и поддержка справочных служб. По оценке гендиректора компании “Информзащита”, производящей средства защиты от подделок, Михаила Чупова, одна такая голограмма стоит не больше $0,01.

По словам менеджера по связям с общественностью московского представительства Nokia Виктории Ереминой, компания намерена бороться с продавцами взрывоопасных устройств. Практически все взорвавшиеся аккумуляторы входили в телефонные комплекты, проданные в салонах “Евросети” — единственного из крупных российских дилеров, не имеющих прямого соглашения с Nokia, утверждает она. “Мы продаем сертифицированное оборудование”, — возражает PR-директор “Евросети” Татьяна Гуляева. Телефоны Nokia “Евросеть”, по ее словам, закупает на внутреннем рынке у официальных дилеров компании. “Nokia нужно уделять больше внимания работе с дилерами. Владельцы брэнда должны контролировать все, что производится под этим брэндом”, — говорит Гуляева.



Ведомости