15.11.2004

Продавцы бытовых удобств



Жизнь современного человека невозможно представить без холодильника, газовой плиты или стиральной машины. Поэтому бытовая техника и электроника пользуются постоянным спросом: по данным экспертов, этот рынок в России растет на 25--30% в год. В 2003 году его объем составил, по различным оценкам, от 5,5 до 8 млрд. долларов. При этом 65% россиян отдают предпочтение специализированным магазинам электроники и бытовой техники.

Борьба за покупателей

Спрос на бытовую технику и электронику у россиян увеличивается с каждым годом: по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), рост составляет от 25 до 30% в год.

Больше всего покупаются мобильные телефоны, на втором месте по популярности -- крупная бытовая техника. В 2003 году объем российского рынка электроники и бытовой техники составил, по различным оценкам, от 5,5 до 8 млрд. долларов. Объем рынка Московского региона оценивается в 1,2--1,9 млрд. долларов.

На нем лидируют специализированные сетевые магазины, занимающиеся продажей электроники и бытовой техники (их доля в прошлом году составила 64%). С ними конкурируют рынки (22%). На третьем месте по продажам - отдельные магазины, их доля составляет приблизительно 10%. На счету крупных гипермаркетов ('Ашан', «Мосмарт», 'Meтрo') - 5--7% продаж, около 2--3% рынка приходится на интернет-магазины.

«Рынки продолжают вполне успешно конкурировать с сетями, поскольку у покупателей сложилось устойчивое представление о том, что на рынках цены ниже. На деле же по некоторым категориям товаров цены на открытых рынках превышают сетевые», - считает Юлия Гиряева, менеджер-консультант по работе с клиентами компании «ГфК Русь». По ее словам, в настоящее время сокращается доля отдельных магазинов, которые не выдерживают конкуренции с сетями. «Что касается крупных гипермаркетов, то они увеличивают продажи за счет продвижения новых групп товаров, главным образом мелкой бытовой техники», - сообщила Юлия Гиряева.

Ее оценку разделяет Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6: «В Московском регионе открытые рынки и розничные сети жестко конкурируют друг с другом, они давно оставили за бортом отдельные магазины. Сети постоянно борются за снижение цен и расширение ассортимента, а рынки в свою очередь пытаются поднять уровень предоставляемого клиентам сервиса. Они организовывают автостоянки и доставку. Сегодня можно констатировать, что цены в супермаркетах на отдельные товары бывают даже ниже рыночных, а уровень сервиса на рынках не уступает супермаркетам».

«Преимущества сетей - различные сервисы и более цивилизованные условия торговли. Поскольку российский покупатель становится более цивилизованным, то такие форматы ему ближе, - объяснила ГАЗЕТЕ Елена Мулова, директор по связям с общественностью РАТЭК. - С другой стороны, рынки также вынуждены становиться более цивилизованными. Думаю, в перспективе они перейдут в формат торговых центров».

Эксперты сходятся во мнении, что о московском рынке можно говорить как о сложившемся. «Однако никто не сможет вытеснить нового игрока, если тот предложит лучшие цены и качество обслуживания», - считает Юрий Данилюк.

Кто есть кто

Торговая компания «М.Видео» была создана в 1993 году. Оператором сети является ОАО с одноименным названием. В настоящее время под этим брендом работают 42 магазина, из которых 23 расположены в Москве, остальные - в регионах (4 в Санкт-Петербурге, по 2 в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Казани, Екатеринбурге, по 1 в Уфе, Краснодаре). Их совокупная торговая площадь составляет более 70 тыс. кв. м.

В 2003 году оборот компании составил 573 млн. долларов. В этом году «М.Видео» планирует увеличить продажи в 1,5 раза - с 573 млн. до 850 млн. долларов. По данным на конец прошлого года сеть занимала более 35% столичного рынка продаж электроники и бытовой техники по сетевому сегменту.

Целевой аудиторией компании являются покупатели в возрасте 22--55 лет с доходом от 300 долларов в расчете на семью из 3 человек. Размер среднего чека составляет 150 долларов.

Одним из серьезных конкурентов для «М.Видео» является сеть магазинов «Техносила». Она была основана в 1993 году, тогда же в Москве открылся первый магазин сети, единый бренд появился четыре года спустя. В настоящее время сеть насчитывает 40 магазинов, из которых 22 расположены в столице, остальные 18 в регионах. Оператором сети является «Группа компаний 'СВ», акционеры и владельцы компании - братья Вячеслав и Виктор Зайцевы, занимающие посты соответственно президента и вице-президента. Основная политика развития сети - строительство и открытие собственных магазинов, а также использование собственного бренда для франчайзинга. Доля «Техносилы» в Москве на сегодняшний день составляет около 20% в сетевом сегменте, ее годовой оборот оценивается в 300--350 млн. долларов. Целевая аудитория компании - покупатели со средним и высоким уровнем дохода. «Не секрет, что низкие цены привлекают покупателей, однако мы считаем, что клиентам необходимо нечто большее. Поэтому делаем ставку на широкий ассортимент, наличие множества качественных услуг и высокий уровень обслуживания», - рассказала ГАЗЕТЕ Карина Черникова, руководитель PR-службы компании. Размер среднего чека в магазинах составляет 130 долларов.

Компания «МИР» появилась на рынке в 1993 году, когда был открыт первый магазин. Владельцы компании - Александр и Евгений Кабановы. В настоящее время сеть насчитывает 30 магазинов, из которых 16 расположены в Москве, остальные 14 - в регионах (Самара, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Тюмень, Новосибирск, Казань). «Открывая новые магазины, мы либо выкупаем торговую площадь, либо заключаем договор аренды. В некоторых случаях заключаем договор о покупке или аренде уже на этапе строительства того или иного торгового комплекса или же выступаем соинвестором проекта. Для нас большое значение имеет месторасположение, площадь, состояние, в котором находится торговая площадь под магазин», - сообщила ГАЗЕТЕ Елизавета Тотунова, PR-директор компании «МИР».

В 2003 году оборот сети составил 200 млн. долларов. В этом году компания планирует увеличить данный показатель до 330 млн. долларов. Доля столичного рынка сетевой торговли бытовой электроникой, которую занимает «МИР», равняется 16%.

Главным образом компания ориентирована на представителей среднего класса. «Наш покупатель не согласен переплачивать за необходимую технику, но при этом предпочитает проверенные бренды. Он отслеживает новинки, очень ценит сервис и комфорт при совершении покупки», - резюмирует Елизавета Тотунова. Размер среднего чека в магазине составляет 150 долларов.

Еще один крупный сетевой игрок -- фирма «Партия». Она была создана в 1992 году и входит в состав одноименной торгово-финансовой группы, которая помимо продаж электроники и бытовой техники занимается торговлей мебелью, товарами для дома и различными аксессуарами. В 2003 году оборот компании составил, по различным оценкам, от 87 до 120 млн. долларов. В Москве 15 «Партий», всего же сеть насчитывает 28 магазинов. Политика развития сети предполагает в основном строительство собственных торговых площадей.

«Партия» рассчитана на покупателей со средним и выше среднего уровнем доходов. Точных данных о размере среднего чека компания не разглашает, однако он примерно равен размеру среднего чека у конкурентов.

Под дискаунтера

Из группы специализированных сетевых магазинов выделяется сеть «Эльдорадо». Ее особенность заключается в том, что магазины под этой вывеской фактически работают в формате дискаунтера. Компания была основана в 1992 году, торговым оператором сети является торгово-инвестиционная группа «Эльдорадо». В 2003 году оборот компании составил 1,35 млрд. долларов (с учетом франчайзинга). Доля рынка среди сетевых супермаркетов, по некоторым оценкам, составляет 40--45%. В настоящее время сеть насчитывает более 500 магазинов. Ее развитие происходит как за счет строительства магазинов, так и за счет использования бренда 'Эльдорадо' для франчайзинга (согласно собственным исследованиям компании, узнаваемость марки составляет 80%). С 2001 года компания практикует создание магазинов в формате супер- и гипермаркетов. Первый подобный проект был осуществлен в Краснодаре.

По ценовому уровню сеть несколько отличается от конкурентов, приближаясь к открытым рынкам. Однако и уровень обслуживания все-таки оставляет желать лучшего: менеджер в зале, например, не в состоянии ответить, принимает ли магазин к оплате банковские карточки, а после расчета в кассе содержание чека проверяет сотрудник охраны. 'Так ведь воруют много', - объясняют секьюрити свое рвение. Человеку, заплатившему за покупку от 150 долларов, вряд ли захочется еще раз попасть под подозрение.

Газета