09.11.2004

«Веб Плас» выходит на московский рынок



«Веб Плас» 3 ноября компания «Веб Плас» объявила о выходе на московский рынок диалапа и IP-телефонии. Удастся ли одному из самых крупных петербургских провайдеров потеснить московских коллег? На этот и другие вопросы отвечают представители «МТУ-Интел» и инвестиционной группы «Атон».

Около месяца назад в московском метро уже появились привычные для петербуржцев изображения божьих коровок – символа одного из самых крупных провайдеров Cеверной столицы «Веб Плас». А в среду, 3 ноября, компания объявила о выходе на московский рынок с услугами диалап-доступа (продажа интернет-конвертов «Веб Плас») и IP-телефонии.

Интернет-конверты (термин, заменяющий в маркетинге «Веб Пласа» привычное для Москвы словосочетание «карты доступа») представлены номиналами 3, 5, 11 и 20 часов и «Ночной Интернет» стоимостью от 65 до 329 рублей. Карты IP-телефонии – номиналами $3, 5, 10, 25.

Цены «Веб Пласа» на диалап примерно такие же, как у других московских провайдеров. Тарифы на IP-телефонию чуть ниже.

Отличительная особенность пакетных услуг от «Веб Пласа» состоит в том, что и карты доступа в Интернет, и карты IP-телефонии являются роуминговыми. Это значит, что, приобретая карту в Москве, владелец сможет воспользоваться ею в Санкт-Петербурге и наоборот, карты, купленные в Санкт-Петербурге, позволят пользоваться услугами компании в столице.

Рынок коммутируемого доступа в Москве давно устоялся. Здесь работает порядка 30 провайдеров. Абсолютным лидером здесь является «МТУ-Интел» (абонентская база в неделю составляет 270 тыс. пользователей). На втором месте находится РОЛ, на третьем – «Зебра Телеком». Можно предположить, что число абонентов последней сопоставимо с недельной абонентской базой «Веб Пласа» (140 тыс.).

По данным компании J’son&Partners на весну текущего года, 37% московских пользователей, составляющих недельную аудиторию Рунета, заходят в Сеть, используя диалап-соединение. По данным «Зебры Телеком», таким типом подключения постоянно пользуются свыше 700 тыс. человек в Москве. При этом каждый год эта цифра возрастает в среднем на 10%. По мнению компании, эта тенденция прослеживается уже третий год и в ближайшие несколько лет сохранится. Еще одна особенность – переход пользователей диалап-доступа к более крупным и качественным операторам.

«Веб Плас» вполне можно причислить к такой категории компаний. Однако при этом, по мнению экспертов, петербургскому провайдеру не стоит надеяться на возможность захвата доминантной доли рынка московского диалапа. Так, по словам Надежды Голубевой, сотрудника аналитического отдела инвестиционной группы «Атон», в этом сегменте оператор может рассчитывать на 10-12% рынка, и то лишь в трехлетней перспективе. И для достижения этой цели, по ее мнению, потребуется ценовой демпинг.

Оптимистичнее оценивает г-жа Голубева возможности проникновения на рынок IP-телефонии, поскольку последний более размыт. Но и тут есть свои сложности. Среди них и тот факт, что в этом сегменте уже есть достаточно крупные игроки: в частности, первые позиции занимают компании «Зебра Телеком» и «Голден Телеком» (cм. статью «"iKS-консалтинг": рынок IP-телефонии продолжает расти» от 25 августа 2004 года). Причем лидер рынка, компания «Зебра Телеком», также предоставляет услуги роуминга в Москве и Санкт-Петербурге.

Остаются и другие препятствия: неопределенность правовой базы, низкая лояльность клиентов и высокий порог вхождения на рынок, определяемый по преимуществу затратами на маркетинг и рекламу. «Сейчас рынок просто разогрет, причем разогрет операторами, а не пользователями. Люди, по-моему, как не пользовались этим, так и не пользуются», – говорит Артур Алекперов, начальник отдела рекламы и информации «МТУ-Интел».

Надо заметить, что для «Веб Пласа» ноябрь стал в принципе месяцем активных маркетинговых действий. В Санкт-Петербурге запущена двухмесячная акция ««Продажа трех пятичасовых интернет-конвертов по цене двух». На тот же срок в два раза снижены цены на подключение к ADSL (теперь оно стоит 3249 руб.); цена на безлимитный доступ в Интернет на скорости 100 Мбит/c опустится до $33 в месяц. Впрочем, по мнению игроков петербургского рынка, последняя акция не приведет к принципиальным изменениям в соответствующем бизнес-сегменте.

По словам Алексея Семенова, начальника отдела маркетинга компании «Петерлинк», пул частных абонентов, готовых платить за доступ к Интернету более $30 в месяц, составляет в Санкт-Петербурге не более 15%. В то же время, по его словам, стоимость подключения ADSL-оборудования также ставит определенный порог для частных лиц.

«Если мы посмотрим на действия того же "МТУ-Интела" с их линейкой "Стрим", они смогли взорвать московский рынок только при одном условии: у них инсталляция стоит $45, у их конкурентов, [например] «Комкора», который подключает по кабельным сетям, – $50. И тарифы - $30 и ниже. Причем скорость у МТУ гораздо выше, чем у "Веб Пласа", а доходы москвичей гораздо больше, чем у петербуржцев. Поэтому максимум что может произойти [после запуска новой маркетинговой инициативы "Веб Пласа"] – отток клиентов у других провайдеров, для которых решения этой компании окажутся более положительными», – говорит он.

По всей вероятности, у «Веб Пласа» может быть сразу несколько причин для того, чтобы заниматься организацией работы с московскими пользователями. Во-первых, сейчас уже ясно, что «Веб Плас» как лидер рынка петербургского диалапа достиг того этапа, когда для интенсивного развития бизнеса явно не хватает одного города. Во-вторых, для регионального провайдера, борющегося с московскими структурами на «своей» территории, экспансия в столицу может иметь ключевое значение – как с точки зрения тактики, так и просто для престижа. А еще одно объяснение стремления «Веб Пласа» в Москву является совсем тривиальным. Сейчас одни местные провайдеры увлеклись переходом в новые бизнес-сегменты (как «МТУ-Интел», последние полгода сконцентрировавшийся исключительно на проекте «Стрим»), другие сосредоточились на локальных ценовых войнах, и по сути в настоящее время массированным продвижением дешевого диалап-доступа в столице не занимается никто. Так что вполне ожидаемо, если руководство «Веб Пласа» при помощи агрессивных маркетинговых действий сделает попытку заполнить образовавшуюся таким образом нишу.

webinform.ru