03.11.2004
Транснефть

"Транснефть" сбережет деньги от акционеров



Вчера президент "Транснефти" Семен Вайншток на встрече с аналитиками инвестиционных компаний и банков заявил, что трубопроводная монополия планирует начиная с этого года резко уменьшить дивидендные выплаты. По данным участников встречи, по сравнению с выплатами за 2003 год дивиденды "Транснефти" по итогам 2004 года могут сократиться на 75%. Аналитики считают, что таким образом "Транснефть" копит деньги на крупные проекты по строительству новых трубопроводов.

    Правительство РФ владеет всеми голосующими акциями "Транснефти", в то же время ее привилегированные акции, составляющие 25% уставного капитала, принадлежат частным инвесторам и обращаются на фондовом рынке. По закону "Об акционерных обществах" и уставу "Транснефти" компания отчисляет на дивиденды по привилегированным акциям 10% от своей неконсолидированной чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета. За 2003 год владельцы привилегированных бумаг "Транснефти" получили 1,58 млрд руб.– более 1016 руб. на каждую акцию. Выплаты по обыкновенным акциям за 2003 год составили 2,38 млрд руб.

Вчера президент "Транснефти" Семен Вайншток впервые провел широкую встречу с аналитиками инвестиционных компаний и банков. Как рассказали Ъ ее участники, глава трубопроводной монополии заявил, что начиная с этого года компания уменьшит дивидендные выплаты. По словам главы госкомпании, сокращение дивидендов вызвано прогнозируемым снижением чистой прибыли компании из-за роста ее расходов, однако не назвал размер предполагаемого уменьшения этого показателя.

Заявление Семена Вайнштока не стало большой неожиданностью для инвесторов – ранее содиректор инвестиционного банка Brunswick UBS Максим Мошков в интервью Ъ заявлял, что дивиденды "Транснефти" могут сократиться на 75%. Вместе с тем аналитиков не удовлетворило объяснение главой "Транснефти" этого явления. По словам участвовавшего во встрече аналитика Rye, Man & Gor Securities Дмитрия Царегородцева, сокращение прибыли "Транснефти" скорее связано не с расходами компании, а с тем, что основная прибыль концентрируется в ее дочерних структурах.

С коллегой согласен другой участник встречи – аналитик ИК "Совлинк" Майкл Бобошко. По его словам, "если сравнить консолидированную и неконсолидированную отчетность 'Транснефти' за последние четыре года, то можно заметить, что показатели выручки примерно совпадают, а доля чистой прибыли в выручке по неконсолидированному отчету снижается с 80 до 45%". Впрочем, по словам господина Бобошко, инвесторы с пониманием относятся к таким действиям "Транснефти" – компании нужно реализовывать крупные проекты, и она копит деньги. В частности, на трубопровод Тайшет–Находка, стоимость строительства которого оценивается в $11 млрд.

По сведениям Ъ, вопрос строительства этого нефтепровода предполагается обсудить на заседании кабинета министров 11 ноября в рамках рассмотрения программы освоения ресурсов Восточной Сибири (подробно об этом – на стр. 2).

Впрочем, по признанию Семена Вайнштока, денег самой "Транснефти" на это в любом случае не хватит и ей придется брать кредиты. В этой связи его неожиданную встречу с инвесторами, можно рассматривать как попытку задобрить инвестиционное и банковское сообщество в преддверии крупных заимствований.

ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО




КоммерсантЪ