Элдар Разроев, президент компании "Евросеть" : "В следующем году мы станем крупнейшей сетью в Европе" Салоны сотовой связи сейчас заметно расширяют свой ассортимент и превращаются из магазинов сотовой связи в более универсальных игроков высокотехнологичной розницы. Когда вы приняли решение расширять поле деятельности? Мы диверсифицировали свой бизнес примерно полгода назад. В наш ассортимент теперь входят цифровые фотоаппараты, аудиоплееры, MP3-плееры... Мы на текущий момент занимаемся всем тем, что можно было бы объединить под названием "карманное и цифровое". Причина возникновения этой тенденции возросшие персональные потребности людей. Эти потребности стали активно выражаться в носимых электронных устройствах. Это не мода, это тенденция, которая началась лет 20 тому назад, когда на рынке телекоммуникаций обозначилась персонализация услуг. Мобильные телефоны всего лишь фрагмент этой тенденции. Как только такие вещи, как фотоаппараты, стали цифровыми, они тоже перешли в этот разряд. До этого момента фотоаппарат не был персональным устройством: пленочная камера, как правило, была одна на семью. А вот как только фотоаппарат стал цифровым, это устройство во многом стало персональным. Например, фотоаппарат в сотовом телефоне очевидно, что никто, кроме владельца телефона, им не пользуется. Вся электроника скоро станет цифровой и персональной. Вы не думаете, что рано или поздно вступите в конкуренцию с сетями по продаже бытовой электроники? У наших торговых точек есть определенный формат, который определяется их площадью, ассортиментом, местоположением, подготовкой персонала. Мы продаем товары индивидуального использования. Телевизор, компьютер, стиральная машина это товары семейного использования, и в конкуренцию с сетями бытовой техники мы вряд ли вступим. Мы не можем вместо сотовых телефонов поставить на витрину стиральную машину, потому что в наши салоны человек приходит покупать что-то лично для себя. Кстати, поэтому задача нашего продавца состоит не только в том, чтобы дать объективную информацию о каком-то устройстве, но и помочь клиенту сделать правильный выбор, соответствующий его индивидуальным потребностям. Кроме того, необходимо уверить клиента в том, что дорогая игрушка, которую он приобретает, будет сопровождаться то есть, если она сломается, он не останется с ней один на один: мы обеспечим ему необходимую сервисную поддержку. "Евросеть", например, бесплатно обеспечивает своим клиентам дополнительный год сервисного обслуживания. Важно также понимать, что телефон не одноразовая покупка. За ним, как правило, тянется шлейф других приобретений это, прежде всего, услуги, а затем и какие-то аксессуары. И мы стремимся к тому, чтобы вторичные покупки обслуживал тот же салон, где делалась первая покупка. Сотовый рынок России потенциально самый большой в Европе. Означает ли это, что и у российских сотовых ритейлеров есть перспективы стать крупнейшими игроками европейского рынка? На сегодня мы являемся второй по величине в Европе розничной сетью по продаже сотовых телефонов и аксессуаров после британской Carphone Warehouse. В 2005 году мы надеемся стать самой крупной сетью в Европе, при этом увеличив и нашу долю на российском рынке. Уже в этом году доля компании "Евросеть" на розничном рынке сотовой связи достигнет 15%. При этом объем рынка, по нашим расчетам, в 2004 году составит около 30 млн терминалов, и этот показатель вырастет к 2005 году до 36 млн. В Европе рынок уже поделен и открыть новый салон довольно затруднительно, а в России еще есть куда развиваться. До конца 2004 года мы откроем около 1 тыс. салонов и будем присутствовать во всех городах с населением от 100 тыс. человек. Потом начнется более глубокое проникновение в регионы, а параллельно с этим и выход на рынки зарубежья. В ближайших планах выход на рынок Украины, где в 2005 году мы откроем более 50 салонов связи "Евросеть". Для такого массированного развития нужны большие инвестиции. Участники рынка говорят, что лидеры российской сотовой розницы вовсю готовятся к IPO. Вы рассматриваете такую перспективу привлечения стороннего капитала? Дело в том, что выход на IPO не единственно возможный сейчас способ привлечения средств. 26 октября при помощи Росбанка мы выпустили облигационный заем размером 1 млрд руб., и все облигации разошлись всего за один день. Так что проблем с привлечением стороннего капитала у нас нет. Многие эксперты говорят, что рынок сотовой розницы в чем-то повторяет путь сотовых операторов. Как вы думаете, розницу ждет такая же консолидация, как и сотовый рынок? Да, сейчас рынок сотового ритейла находится в том состоянии, в котором был когда-то и рынок сотовой связи. Игроков очень много, в том числе и в регионах, однако очевидно, что уже через полтора-два года на рынке останется 3-5 крупных игроков, которые аккумулируют более двух третей оборота всего рынка. Сейчас в этом сегменте бизнеса есть только два крупных транснациональных игрока, которым консолидация с другими компаниями ни к чему, это "Евросеть" и "Связной". Эти компании проводят свою политику и развиваются не по принципу покупки местных игроков, а по принципу "с нуля", то есть за счет самостоятельного строительства сети, в том числе и без франшиз. Это, безусловно, сложный путь, который требует от компании наличия серьезных корпоративных стандартов, достаточных ресурсов, развитой системы логистики. Однако, с другой стороны, это позволяет агрессивно выходить на региональные рынки, устанавливая свои правила. Вы сказали, что игроков, скорее всего, будет больше, чем два. Что же, и на рынке сотовой розницы появится своя "большая тройка" или "большая четверка"? И кто тогда будет третьим и четвертым? Что касается слияний, то на данном этапе это маловероятно: в российском розничном бизнесе не накоплен достаточный опыт консолидации. А вот альянсы крупных региональных игроков вполне возможны. Но в случае, если в их сознании произойдут некоторые изменения и они начнут понимать, в чем преимущества такого сотрудничества. Тогда в число крупнейших игроков на рынке могут войти и объединенные региональные сети. КоммерсантЪ |