02.11.2004

Путин заступился за каркас



Владимир Путин призвал правительство не рушить каркас экономики. Речь явно идет о попытках министров «освоить» сверхдоходы, полученные государством от высоких цен на нефть. Фактически президент поддержал главу Минфина Алексея Кудрина, который сидит на деньгах и не дает их тратить.

Момент, когда тратить придется, не за горами. Как признал министр финансов Алексей Кудрин, 1 января 2005 года размер Стабилизационного фонда превысит 500 млрд рублей. Это означает, что его распечатают: тратить средства фонда можно только после того, как наберется полтриллиона.

При этом у каждого министра есть свои соображения о том, как именно надо распорядиться сверхдоходами, естественно, в подведомственных им отраслях. Глава Минздрава Михаил Зурабов пытается пополнить бюджет Пенсионного фонда РФ. Министры сельского хозяйства, энергетики и транспорта требуют немедленно улучшить положение с дорогами в Сибири, построить ЛЭП и кредитовать очередную битву за урожай. И все это противоречит намерениям Минэкономразвития не тратить деньги на мелочи, а вложиться в инфраструктурные проекты. Так что борьба в правительстве идет жестокая.

Минфин до последнего момента занимал выжидательную позицию. Кудрин и его подчиненные неоднократно давали понять, что они против траты средств фонда – на нужды ли крестьян или инфраструктурные проекты. И подтверждали намерение гасить за счет этих денег страновые долги. И вот в понедельник Владимир Путин усилия Минфина оценил и поддержал. По крайней мере, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин именно так расценивает высказывание президента о том, что правительство не должно разрушить созданный за последние годы каркас экономики.

«Не знаю, что имел в виду президент, когда говорил о каркасе экономики, но, если слишком активно тратить деньги из Стабфонда, это может дестабилизировать макроэкономические показатели: либо инфляция может оказаться слишком большой, либо укрепление рубля слишком серьезное», – заявил «Газете.Ru» Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы.

«В правительстве и Госдуме идет борьба идей: сохранять деньги на случай, если ситуация в экономике ухудшится, или потратить на сиюминутные цели. Есть очевидное желание взять и все поделить, – считает Макаркин. – Заявление можно расценивать как указание расходовать средства Стабфонда аккуратно, то есть как прямую поддержку позиции Алексея Кудрина в этом вопросе, особенно в свете заявления Минфина об изменении ставки отсечения нефтяных доходов».

Действительно, на встрече с президентом министр финансов заявил, что готов поднять планку отсечения доходов в Стабфонд. Сейчас туда зачисляются все деньги, полученные сверх базовой ставки в $20 за баррель нефти марки Urals. Минфин предлагает складывать в кубышку все доходы от экспорта начиная не с $20, а с $21–21,5. А образовавшуюся разницу в $1–1,5 выделить отдельной строкой в бюджете и тратить «на текущие нужды».

В их числе Кудрин назвал пополнение дефицита Пенсионного фонда и вложения в инфраструктурные проекты. По оценкам министерства, ежегодно на эти нужды будет поступать 50–70 млрд рублей.

Правда, переверстывать бюджет Минфин предлагает не с будущего, а с 2006 года (видимо, потому что бюджет-2005 уже сверстан и практически одобрен парламентариями). Цель этих нововведений – «обеспечить задачи бюджета и сохранить нетронутым Стабилизационный фонд», заявил Кудрин. Министр подчеркнул, что «Cтабфонд должен накапливаться, а не тратиться на непроцентные расходы. Деньги на эти цели должны расходоваться из бюджета».

«Фонд должен обеспечить изъятие излишней денежной массы из экономики», – пояснил он. Судя по тому, что заявил в понедельник Алексей Кудрин, цель перетряски бюджета с выделением в нем отдельной статьи от экспорта нефти та же – не пустить лишние деньги в экономику. Решение финансировать инфраструктурные проекты, отдача от которых проявляется спустя годы после выделения денег, при новой конструкции бюджета выглядит привлекательной не только для Минэкономразвития, но и для Минфина.

Это позволит денежным властям временно изъять из обращения рубли, вложенные «на перспективу», одновременно сдерживая инфляцию и создавая задел для грядущего роста ВВП. К тому же, если деньги вдруг куда-то исчезнут (как это нередко бывает), спрашивать будет не с кого.

Газета.RU