01.11.2004

Не для развлечений. AMD разработала дешевый и маленький компьютер



Роман Дорохов

Производитель процессоров AMD собирается с помощью сверхдешевых компьютеров за 10 лет подключить к Интернету 40% жителей Земли — главным образом в развивающихся странах. На прошлой неделе компания объявила о создании компьютера за $185 (без клавиатуры, мыши и монитора), ориентированного, в частности, на Россию. Однако участники рынка считают, что в России это устройство найдет широкий спрос разве что в интернет-кафе.

AMD в прошлый четверг объявила о новой стратегии “50 × 15”, с помощью которой компания хочет увеличить долю пользователей Интернета в мире с 10% сегодня до 50% к 2015 г. AMD разработала персональный интернет-коммуникатор (ПИК) размером чуть больше стандартной видеокассеты. В основе этого устройства — недорогой процессор Geode (подразделение по выпуску Geode AMD в свое время приобрела у компании National Semiconductor). Энергопотребление этого чипа не превышает 1 Вт, что во много раз меньше, чем у традиционных процессоров AMD и Intel.

Устройство оснащено жестким диском на 10 гигабайт, встроенным факс-модемом, звуковой картой и четырьмя USB-портами. Компьютер под управлением операционной системы для портативных устройств Windows CE с установленными программами для работы в Интернете, редактирования офисных документов и просмотра мультимедийных файлов стоит $185. По мысли AMD, ПИК вместе с недорогим монитором, клавиатурой и мышью будет стоить около $250.

“Сила технологии может проявиться только после того, как она станет доступной”, — приводит пресс-релиз слова председателя правления, президента и главного исполнительного директора AMD Гектора Руиза. По его словам, программа “50 × 15” ориентирована на развивающиеся страны — Индию, Китай, Россию, Бразилию и Мексику. По оценкам AMD, потенциальный спрос на дешевые компьютеры в России составляет 34,1 млн iner и уступает только Китаю, где можно продать 115,3 млн таких ПК.

В прошлый четверг о начале продаж ПИК объявили индийская Tata Group, мексиканская CRC и подразделение Cable & Wireless в Карибском бассейне. Представитель по маркетингу и связям с общественностью AMD в России Елена Байкальцева сказала, что компания ведет переговоры с потенциальными российскими партнерами, но говорить о конкретных сроках выхода ПИК на российский рынок, по ее мнению, преждевременно.

Участники российского IT-рынка сдержанно оценивают перспективы дешевого компьютера от AMD. Традиционно идею удешевления ПК не разделяют производители компьютеров, но ее горячо поддерживают интернет-провайдеры, заинтересованные в росте числа пользователей. Именно они, по мысли AMD, и должны стать дистрибьюторами новых устройств, продавая их под своей торговой маркой.

Однако российские операторы отнеслись к инициативе AMD без энтузиазма. Вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис считает, что ПИК идеально подходит для интернет-кафе и будет востребован в первую очередь в Индии, где число зарегистрированных пользователей электронной почты в пять раз превосходит национальный парк ПК. А для российских покупателей, добавил Малис, также важна поддержка компьютерных игр, для которых ПИК явно слабоват.

“Пока нет предложения и понятных деталей проекта, сложно что-то комментировать”, — выжидает представитель PR-службы “МТУ-Интел” Илья Фабричников. В 2004 г. компания Golden Telecom начала продажи ПК для выхода в Интернет за $400 под своей торговой маркой “РОЛ”, и директор по маркетингу “РОЛ” Константин Мирный считает, что в России есть спрос на дешевые компьютеры для выхода в Интернет. Однако он затруднился оценить потенциал рынка и отказался озвучить цифры продаж ПК “РОЛ”.

Сборщики компьютеров считают, что продажи ПИК не станут массовыми. Вице-президент группы компаний “Формоза” Владимир Шаров полагает, что новая модель AMD по набору функций сопоставима с другими уже существующими решениями — смартфонами и КПК, которые не составляют конкуренции настольным компьютерам. “Компьютеры покупают для детей, для их учебы, работы и развлечений, — рассуждает гендиректор Depo Computers Александр Баринов, — а Интернет в списке предпочтений стоит не на первом месте”. А технический директор “К-Системс” Игорь Шоков считает, что коммуникатор может стать массовым, если заинтересованные в росте числа абонентов провайдеры будут выдавать такие устройства в аренду и назначат выгодные тарифы доступа в Интернет.



Ведомости