29.10.2004

"Ока" станет немного китайской. Подорожав при этом на треть



Анастасия Герасимова

КАЗАНЬ — КамАЗ нашел еще одного поставщика двигателей для собираемых предприятием автомобилей “Ока”. Им стала китайская госкомпания Norinсo, выпускающая двигатели по технологии Suzuki. Правда, в новой комплектации “Ока” подорожает почти на треть. Но эксперты полагают, что это не снизит спроса на компактный автомобиль.


“Ока” выпускается на Заводе малолитражных автомобилей, 74,37% акций которого принадлежит КамАЗу. В 2003 г. на ЗМА было собрано 40 011 автомобилей “Ока”. Выручка предприятия составила 2,7 млрд руб., чистая прибыль – 33,3 млн руб. Оборот китайского унитарного госпредприятия Norinсo в 2003 г. составил около $4,5 млрд. Корпорация специализируется на производстве вооружений, а также автокомпонентов, мотоциклов, автомобилей и автобусов. Norinсo также является соучредителем в Китае СП с Ford, Suzuki, Mercedes, Honda и Jamaha.

Мощности ЗМА позволяют собирать ежегодно 75 000 автомобилей. При этом на предприятии считают, что спрос на “Оку” может достигать 120 000 в год. Но увеличить производство ЗМА не может. Монопольным поставщиком двигателей для “Оки” является “АвтоВАЗ”, который не может увеличить поставки.

В конце прошлого года ЗМА договорился о поставках двигателя с украинским Запорожским автозаводом. А в июле предприятие подписало контракт с Norinco на поставку 4-цилиндровых двигателей (объемом 1-1,3 л) класса Евро-2. По словам представителя Norinco У Сяо Мина, его компания выпускает эти силовые агрегаты на СП с Suzuki и по совместным с ней технологиям. “Оку” в новой комплектации предполагается продавать как в России, так и за рубежом. В следующем году Norinco поставит ЗМА 3000 двигателей, а впоследствии объем поставок увеличится до 30 000 в год. Сейчас “Ока” стоит в рознице около $3000. По словам гендиректора ЗМА Василия Каюмова, с китайским двигателем автомобиль подорожает “примерно на $900”.

У Сяо Мин отмечает, что на этом сотрудничество двух компаний может не ограничиться. По его словам, речь идет и о “возможности совместного производства легковых автомобилей”. На ЗМА подтверждают, что предприятие ищет стратегического партнера для дальнейшего развития производства и возможного выпуска лицензионного автомобиля. “Но пока это лишь планы”, — отмечает сотрудник ЗМА.

Менеджер дилерской компании “Транстехсервис” полагает, что даже с новым мотором “Ока” останется дешевым автомобилем, поэтому спрос на нее сохранится. “Улучшение качества сполна компенсирует удорожание”, — соглашается сотрудник другой дилерской компании, “Автолига”. Впрочем, аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев полагает, что из-за удорожания “Ока” сможет продаваться, в основном, на внешних рынках.



Ока-Люкс


Ведомости