28.10.2004

Церковь уводит паломников от налогов3 Странствия к святым местам больше не должны считаться туризмом



Вчера в паломническом центре Московского патриархата прошла общецерковная конференция "Православное паломничество: традиции и современность". Иерархи РПЦ выступили с инициативой законодательно отделить паломническую деятельность от туризма, освободив от налогообложения как некоммерческое предприятие. Эту идею поддержал глава Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму (ФАФСТ) Вячеслав Фетисов, а также депутаты Госдумы.

    Христианское паломничество зародилось сразу после смерти Иисуса Христа, когда верующие стали посещать места, связанные с жизнью и смертью Спасителя: Вифлеем, Голгофу, гроб Господень и т. д. для поклонения. Русское слово "паломник" произошло от слова "пальмовник". Паломники, возвращавшиеся из Палестины, увозили с собой ветви пальм.

По действующему законодательству РФ паломничество считается одним из видов туризма, с чем категорически не согласны церковнослужители. "Паломничество было и должно быть делом церкви... В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешивания паломничества с обычным туристическим путешествием",– заявил в 2000 году на Архиерейском соборе патриарх Алексий II. Православных поддержали главы всех традиционных конфессий на Межрелигиозном совете России в 2003 году.

"Туризм – желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество – проявление религиозной жизни,– объяснил Ъ епископ Егорьевский Марк.– Туризм с его агрессивным подходом, где главным мерилом являются деньги, пытается распространить свои интересы на паломничество. Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово 'паломничество', чтобы заинтересовать верующих". Для того чтобы турфирмы не посягали на святое, церковь считает необходимым внести поправку в законодательство, которая должна выделить паломничество из структуры турбизнеса и освободить от налогообложения, как религиозную деятельность.

В этом мнении сошлись вчера все участники церковной конференции. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл при этом признал, что "для многих церковных организаций принятие паломников является важным источником дохода". Необходимость же разделения паломничества и туризма, на его взгляд, нужна потому, что епархиальные паломнические структуры светская власть воспринимает как "турфирмы низкого уровня". Поэтому, по словам митрополита Кирилла, от них требуют дорогостоящие лицензии на туристическую деятельность. "Все это очень тяжело сказывается на деятельности небольшой паломнической службы, скромного монастыря,– пожаловался владыка Кирилл.– Приходы облагаются налогами как коммерческие организации, хотя прибыль они не извлекают, а, наоборот, несут убытки, потому что бесплатно поселяют паломников".

По замыслу церковнослужителей, всей паломнической деятельностью должны заниматься специально созданные при епархиях, монастырях и приходах отделы. Сейчас, по словам директора паломнического центра Московской патриархии Сергия Житенева, только в пределах РФ в паломничество отправляются в среднем около 2 млн верующих в год. Светским турфирмам РПЦ готова оставить религиозный туризм (экскурсионные туры к святыням), к которому, по мнению священнослужителей, россияне прибегают намного чаще, чем к паломничеству.

"Федеральное агентство по физкультуре, спорту и туризму разделяет позицию православной церкви и Межрелигиозного совета России в том, что паломничество не является туризмом и считает необходимым законодательно отделить паломничество от туризма",– отметил в своем приветствии к участникам конференции глава ФАФСТ Вячеслав Фетисов. Поддерживают инициативу РПЦ и законодатели. "Нужно только создать правовую базу, чтобы недобросовестные предприниматели под видом паломничества не извлекали прибыль",– заявил Ъ замглавы комитета Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что инициатива РПЦ не вызовет возражений и со стороны представителей туриндустрии. "Говорить о том, что это оторвет от турбизнеса значительную долю рынка нельзя, потому что единичные турфирмы сейчас организуют подобные туры",– пояснила госпожа Тюрина. Однако руководители турфирм, которые специализируются на паломничестве, считают иначе. "Мы категорически против ухода из туристической деятельности,– заявил директор паломнической службы 'Радонеж' Юрий Минулин.– Появилось много турфирм, которые открыли отделы паломничества не для наживы, а потому, что они хотят исполнить свой религиозный долг. А куда девать людей, работающих в этих отделах? Что мы их сейчас – выкинем на улицу?"

ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ



Буддисты – рекордсмены по паломничеству

По данным Московского патриархата, в 2003 году в паломничество за границу отправилось 50 тыс. православных верующих. Если учесть, что, по данным РПЦ, количество православных в России составляет примерно 70% населения страны, то есть 101 млн человек (по данным светских социологов, православными являются примерно 20% россиян), это значит, что паломником в России является каждый 2020-й верующий. Данных о том, сколько паломников выезжало до 2003 года, у патриархата нет. Как объяснили Ъ в отделе внешних связей при Московском патриархате, организованные поездки паломников практикуются в России не так давно, поэтому официальной статистикой здесь занялись только в прошлом году.

Как рассказал Ъ заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин, количество паломников-мусульман, которые впервые после распада СССР в 1993 году поехали в Мекку, составляло не больше 500 человек. "С середины 90-х количество мусульман, выезжающих за границу совершить хадж, резко выросло и составляло примерно 10-15 тыс. человек в год, но эти поездки были неорганизованными,– отметил Дамир-хазрат.– В 2001 году на въезд паломников были введены серьезные ограничения со стороны Саудовской Аравии и сопредельных государств, что стало препятствовать индивидуальному паломничеству". Сейчас организацией паломничества к святым местам занимается совет по хаджу Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. По данным совета, в 2002 году хадж совершили 3,5 тыс. россиян, в 2003-м – 3,8 тыс., то есть каждый 5263-й мусульманин в России. По прогнозам совета, в 2004 году число паломников составит 6 тыс., а в 2005 году достигнет 9 тыс.

Ежегодно к святыням в Северную Индию и Непал отправляются около 5 тыс. буддистов. Поскольку в России всего 1 млн последователей этой религии, получается, что каждый 200-й буддист – паломник. Иными словами, по своей активности буддисты-паломники оставили далеко позади мусульман и православных. Президент российской ассоциации буддистов школы "Карма Кагью" Александр Койбагаров объяснил Ъ, что организацией этих поездок никто специально не занимается, но настоящие буддисты сами стремятся больше ездить к своим святыням.

ИВАН Ъ-БУРАНОВ



КоммерсантЪ