26.10.2004

Сговор налицо. ФАС нашла способ контролировать весь крупный бизнес



Андрей Панов
Александр Борейко
Дмитрий Симаков
Кирилл Корюкин

У государства может появиться новый инструмент контроля над крупным бизнесом. Чиновники предлагают распространить антимонопольное регулирование на олигополии — т. е. сразу на несколько компаний, в совокупности контролирующих больше половины рынка. За злоупотребление доминирующим положением таким компаниям придется платить штрафы в размере 2-4% от годовой выручки.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) написала проект нового закона о конкуренции, который должен прийти на смену “морально устаревшему” закону от 1991 г. Копия законопроекта имеется в распоряжении “Ведомостей”. Главным новшеством закона обещает стать новое определение “доминирующей компании”. Сегодня к этой категории относятся компании, чья доля на рынке превышает 65%. Закон запрещает им устанавливать монопольно высокие или низкие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, или продавать свой товар по разным ценам разным категориям потребителей. Эти нормы останутся и в новом законе, но сфера их применения существенно расширится.

Чиновники предлагают считать доминирующими каждую из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждую из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. Параллельно ФАС готовит поправки в Кодекс по административным правонарушениям, которые позволят службе штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением на 2-4% от годового оборота компании. “Сейчас мы не можем доказать ни соглашения, ни согласованного поведения двух-трех абсолютно независимых компаний, которые контролируют большую часть рынка и необоснованно повышают цены одновременно, — сетует начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. — Хотя это ничем не отличается от монопольного повышения цен”. Например, в январе чиновники антимонопольного ведомства решили, что ММК и “Северсталь” виновны в ценовом сговоре, и предписали им понизить цены на стальную заготовку. Но “Северсталь” обжаловала это предписание в московском арбитражном суде и выиграла дело. В конце октября ФАС подала апелляцию.

Сейчас ФАС рассматривает несколько десятков дел по злоупотреблению монопольным положением, говорит Сушкевич. “После принятия закона изменится качественный состав дел, — прогнозирует он. — Мы сможем заниматься отраслями, на которые сегодня повлиять не в состоянии, несмотря на то что от них сильно зависит вся экономика. Например, розничной торговлей бензином”.

По новым правилам доминирующими окажутся большинство крупных отечественных компаний, предупреждают аналитики. “ФАС придется значительно расширить штат, — иронизирует Вячеслав Смольянинов из ФК "УралСиб". — Российская индустрия очень высоко концентрирована, практически в каждой отрасли есть доминирующие компании”. Например, Магнитка, НЛМК и “Северсталь” контролируют более 90% рынка проката, в трубной отрасли доминируют Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания и Челябинский трубопрокатный завод, а в алюминиевой — “Русал” и “СУАЛ”. “Во многих регионах рынки сбыта нефтепродуктов полностью поделены между двумя-тремя компаниями”, — констатирует Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. “В телекоммуникации в каждой подотрасли и регионе есть три оператора, которые держат более 50% рынка”, — добавляет Алексей Яковицкий из UFG.

Компании не ждут от новых правил конкуренции ничего хорошего. “Если ряду ведомств поставлена задача сократить ВВП, то все делается правильно”, — говорит заместитель гендиректора НЛМК Антон Базулев. А президент крупнейшего российского сотового оператора — МТС Василий Сидоров объясняет бурное развитие мобильной связи в России полным отсутствием ценового регулирования. “Было бы очень обидно, если норма, которая задумывалась не под нас, ударит и по нам, — сожалеет Сидоров. — В мобильной связи консолидация необходима для привлечения ресурсов и капитала”.

Юристы же пребывают в недоумении. “Практики судебных разбирательств [связанных со злоупотреблением доминирующим положением] не наработано, и во что выльются эти драконовские меры, думаю, не знают даже чиновники”, — разводит руками управляющий партнер компании Legas Дмитрий Дякин. А по мнению нью-йоркского партнера Clifford Chance Майкла Нотона, то, что российские чиновники предлагают считать доминирующим положением (например, 60% рынка под контролем трех компаний), американские регуляторы скорее сочли бы здоровой конкурентной средой.



Ведомости