26.10.2004

Etam ишет партнера, чтобы открыть в России магазины женской одежды



Юлия Ярош
Екатерина Кудашкина

Etam, крупная французская сеть по торговле женской одеждой, собирается увеличить свое присутствие в России за счет франчайзинга. В ближайшие два года компания может открыть до 40 магазинов. Однако участники российского рынка сомневаются, что французы найдут партнера: условия, на которых Etam хочет работать в нашей стране, не устраивают торговые компании.


Французской группе Etam, основанной в 1916 г., принадлежит несколько известных марок женской одежды – Etam, “1, 2, 3” и Tammy. По информации, размещенной на официальном сайте Etam, в 34 странах мира работает свыше 2500 магазинов под марками группы. По данным Hoovers, продажи группы в 2003 г. составили около $1,3 млрд. С 1997 г. акции входящей в группу Etam Development торгуются на Парижской бирже.

Эксперт консалтинговой группы “Магазин готового бизнеса” Владислав Кочетков рассказал “Ведомостям” о получении заказа на поиск франчайзи для французской группы Etam. По его словам, год назад группа открыла в Москве два пробных магазина, торгующих бельем под одноименной маркой. Опыт работы первых магазинов заставил компанию задуматься о расширении в России, и в течение ближайших двух лет она намерена открыть здесь около 40 магазинов женской одежды, в том числе под марками “1, 2, 3” и Tammy (одежда для тинейджеров). Высокопоставленный менеджер Etam подтвердил “Ведомостям” сотрудничество с “Магазином готового бизнеса” и уточнил, что в 2005 г. группа планирует силами своих франчайзи довести число магазинов в России по крайней мере до 10.

Назвать стоимость франшизы менеджер Etam отказался. Владислав Кочетков пояснил, что вопрос стоимости еще не решен окончательно, но скорее всего за лицензию придется заплатить первоначальный взнос — не менее $50 000, а роялти может составить от 2% до 7%.

Планы Etam не удивили участников рынка — ранее французская сеть пыталась продать франшизу на открытие своих магазинов самостоятельно. “Etam активно ищут партнера. Нам они тоже предлагали сотрудничество”, — рассказывает Ирина Моргун, менеджер компании “Арманго”, франчайзи испанской Mango. По ее мнению, предложение Etam “не слишком выгодно”, так как в Москве достаточно магазинов такого формата (площадь 150-350 кв. м, средняя стоимость одной вещи $40), а коллекция Etam “не очень оригинальна”. Так, в столице уже работают несколько операторов, “продающих одежду city-stile в понятии французов”, — магазин Camaieu в ТЦ “Охотный Ряд”, два магазина Sinequanone в “Охотном Ряду” и “Меге” и магазины Promod. “Реально они смогут открыть не более 4-5 магазинов в Москве”, — считает Моргун и добавляет, что в регионах проект может стать более успешным.

Etam попыталась продать франшизу и бельевой сети “Дикая орхидея”, сообщил президент “Дикой орхидеи” Александр Федоров. Основной причиной его отказа, говорит Федоров, стало нежелание Etam инвестировать в рекламу брэнда в России: “Нашему покупателю брэнд Etam ни о чем не говорит. Зачем нам развивать чужую марку, которую никто не знает?” В раскрутку брэнда “Дикая орхидея”, поделился Федоров, с 1993 г. было вложено уже больше $10 млн. Чтобы марка Etam приобрела сопоставимую узнаваемость, потребуются аналогичные траты.

Алексей Волков, директор по маркетингу компании “Номенар”, которая в следующем году откроет до 10 магазинов под немецким брэндом S. Oliver и столько же под итальянским Zola, говорит, что соотношение затрат партнеров по франчайзингу — это предмет переговоров, но чаще продавец брэнда оплачивает национальную рекламу, а франчайзи — локальную, в местах продаж. “У нас с S. Oliver достигнута предварительная договоренность об этом”, — уточнил Волков. По оценке менеджера, сети наподобие Benetton могут тратить на поддержание статуса около $150 000 в год, но при раскрутке брэнда практически с нуля потребуется годовой бюджет “в размере более $1 млн”.



Ведомости