25.10.2004

На рынке платного телевидения началась война



Телепузики Для многих в России осень и зима – время вечеров у телевизора. Осенью 2004 большинство участников растущего рынка платного телевидения начали ценовую «войну» в надежде на дальнейший рост аудитории. Теперь можно подключиться менее чем за $100.

К 2005 году платное телевидение будет вещать в половине европейских домов, прогнозирует английская исследовательская компания Screen Digest. В Москве общая клиентская база всех крупных игроков рынка насчитывает только 170 тысяч абонентов, но за 2004 год она увеличилась вдвое. В регионах работает только «НТВ Плюс», обслуживая еще 186 тыс. абонентов. Итого, вся российская аудитория платного телевидения составляет приблизительно 356 тыс. человек. Мотивированные перспективами роста, компании меняют ценовую политику – фактически начинают жестко конкурировать по цене. Учебники по маркетингу называют этот выгодный для потребителя процесс ценовой войной.

В начале октября компания DIVO TV начала подключать своих абонентов бесплатно. При этом все же было нужно заплатить $99, которые зачислялись на счет и могли быть использованы в качестве абонентской платы. Объявлялось, что раньше такого предложения не делал ни один оператор, и оно не является краткосрочной акцией, вопреки толкам конкурентов. «Тариф действует до сих пор и так будет довольно долго», – рассказала менеджер по рекламе Ольга Лютова. Она отметила, что за эти деньги компания предоставляет не просто новое, а усовершенствованное оборудование, которое может быть истребовано обратно в случае систематической неоплаты обслуживания.

«Точно такой же тариф, как предложило осенью DIVO TV, действует у нас с начала года, – заявляет Екатерина Николаева, маркетолог компании «Комкор ТВ». – Мы берем 450 рублей за подключение и $97 за подписку на 35 каналов за полгода». Николаева рассказала, что введение такого тарифа имело большой успех, и высказала мнение, что вряд ли этот успех удастся повторить конкурентам.

Но у ценовой конкуренции своя логика, и рынок платного телевидения ей следует.

В ноябре 2004 года компания «Космос ТВ» предложит абонентам новый способ подключения – тестовый просмотр в течение одного месяца. При этом во временное пользование выдается оборудование б/у. Оплатив $99, клиент получает возможность один месяц пользоваться транслируемыми компанией каналами и только затем принять решение о подключении. В случае отрицательного решения компания гарантирует возврат денег за оборудование, за вычетом стоимости абонентского обслуживания. Если же клиент принимает положительное решение об установке, б/у-техника может быть с доплатой обменена на новую. Размер доплаты на данный момент не утвержден, но ранее новое оборудование стоило $207, а б/у – $142.

По мнению Ольги Кочетковой, менеджера по связям в общественностью «Космос ТВ», новое предложение компании – одно из самых выгодных. В компании «НТВ Плюс» – единственной, воздержавшийся от соблазна ценовой конкуренции на рынке платного ТВ, – выгоду понимают иначе. «Выбор клиента зависит прежде всего от качества и эксклюзивности, а не стоимости услуг, – считает представитель «НТВ Плюс» Анастасия Козак. – Платное телевидение становится не элитным, а необходимым атрибутом жизни. Месячное обслуживание у нас не дороже среднего счета за мобильный телефон, и это вполне выгодное предложение».

Между тем, подключение к «НТВ Плюс» по-прежнему стоит $330. Сумма делится так: $149 – за оборудование, $50 – за его установку, дважды по $49 – за карточку доступа и абонентское обслуживание.

Рынок платного телевидения переживает ту же стадию развития, которую рынок мобильной связи пережил несколько лет назад. В 1999-2000 «трубки» вдруг перестали быть атрибутами богатой жизни, и стали необходимостью. А теперь начался массовый исход от традиционного телевидения. Потому что пора.

Газета.RU