15.10.2004


Аттракцион продолжается. Акции "Мосэнерго" начали стремительно расти



Елена Мязина
Татьяна Егорова

Акции “Мосэнерго” никак не утихомирятся. После двукратного падения в понедельник они начали расти, и вчера торги на ММВБ опять дважды приостанавливали. Внятных объяснений у брокеров снова нет, а обеспокоенный ситуацией депутат Анатолий Аксаков обратился к главе ФСФР Олегу Вьюгину.


“Мосэнерго” – крупнейшая региональная российская энергосистема. Выручка компании в 2003 г. составила 69,6 млрд руб., чистая прибыль – 1,7 млрд руб. На 28 мая 2004 г. контрольный пакет акций (51%) принадлежал РАО “ЕЭС России”, 15,8% – Газпромбанку, 11% – владельцам АДР, 4% – Гута-банку, 3% – правительству Москвы.

Акции “Мосэнерго” дорожали в течение нескольких месяцев. У брокеров не было сомнений, что бумаги скупают структуры “Газпрома”. Но в конце сентября с котировками начало твориться невероятное: почти ежедневно они прибавляли по 10%. Биржевики устали приостанавливать торги — то на час, то до особого распоряжения ФСФР. За неполный месяц торгов акциями “Мосэнерго” на ММВБ не было в течение семи дней.

Участники рынка объясняли рост принудительным закрытием коротких позиций. Пик пришелся на 5 октября, когда бумаги столичной энергокомпании за день подорожали на 70%, достигнув исторического максимума — 9,95 руб. Торги возобновились в понедельник, но вновь были заморожены. На этот раз из-за обвального падения акций. Всего за несколько часов акции “Мосэнерго” подешевели почти в два раза — 4,81 руб.

Вчера акции “Мосэнерго” развернулись и пошли в привычном для последнего времени для себя направлении. Всего за час рост котировок превысил 10%, и ММВБ снова пришлось приостанавливать торги, позже эту меру пришлось повторить. Последняя сделка с акциями “Мосэнерго” была заключена на ММВБ по цене по 5 руб. (+5,7%). В РТС эти бумаги выросли на 7,77%.

Участники рынка считают, что новый рывок — следствие продолжающегося принудительного закрытия коротких позиций. “Бумаги покупают те, кто смог две недели пересидеть и не закрыться с убытками”, — уверен трейдер “Ренессанс Капитала” Алексей Бачурин. Были закрыты не все короткие позиции, соглашается директор по торговле акциями “Вэб-инвест Банка” Всеволод Малев. “Это чисто технический рост [котировок], вызванный недостатком бумаг на рынке”, — отмечает он. Акций “Мосэнерго” в свободном обращении почти не осталось, добавляет Бачурин, и всего одна сделка может легко изменить котировки на несколько процентов. Стратегических покупок уже давно нет, добавляет он.

Впрочем, член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников считает, что скупка акций “Мосэнерго” продолжается. У энергохолдинга, по его словам, нет данных о нынешнем составе акционеров компании. По мнению источника, близкого к РАО, структуры “Газпрома” уже собрали блокпакет акций столичной энергосистемы. В “Мосэнерго” и Газпромбанке не комментируют происходящее с акциями энергосистемы.

Молчат и в ФСФР. Зато зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков считает, что не обоснованный фундаментальными факторами рост акций “Мосэнерго” заслуживает всестороннего изучения и публичной оценки. “Непрогнозируемое развитие рыночной ситуации и малопонятные колебания резко снижают доверие национальных и международных инвесторов к российскому финансовому рынку”, — написал он в письме руководителю ФСФР Олегу Вьюгину. Депутата особенно тревожит “отсутствие адекватной реакции со стороны исполнительной власти и конкретных шагов, направленных на то, чтобы предотвратить повторение подобных сценариев в будущем”.



Ведомости