08.10.2004


"Роснефть" поможет Матвиенко. Ее трейдер будет платить $50 млн налогов в Петербурге



Екатерина Дербилова
Анатолий Темкин

Вслед за другими госкомпаниями “Роснефть” решила перевести часть своих налоговых платежей в Петербург. Для этого нефтяная компания зарегистрировала в северной столице трейдинговую “дочку”, которая должна принести в бюджет города дополнительно $50 млн в год.


“Роснефть” в 2003 г. добыла 19,6 млн т нефти и 7 млрд куб. м газа, ее выручка по стандартам US GAAP в 2003 г. – $3,6 млрд, чистая прибыль – $386 млн. Проект бюджета Петербурга на будущий год предусматривает налоговые доходы в размере 79,6 млрд руб., в том числе от налога на прибыль планируется получить 23,1 млрд руб. Общие доходы города оцениваются в 112,2 млрд руб.

Сразу после победы на губернаторских выборах в прошлом году Валентина Матвиенко пообещала петербуржцам увеличить городской бюджет вдвое. А в середине июля 2004 г. она заявила, что город ведет переговоры с восемью крупными компаниями по поводу перевода их на налоговый учет в Петербург. Матвиенко тогда уточнила, что они ежегодно будут приносить в бюджет города до $200 млн.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, одной из компаний, согласившихся поделиться налогами с Петербургом, стала “Роснефть”. Сотрудник этой компании рассказал, что недавно “Роснефть” зарегистрировала в Петербурге трейдинговую “дочку” — “РН-Трейд”. По его словам, трейдер начнет работать уже в конце октября — начале ноября. А близкий к компании источник отмечает, что через новую “дочку” планируется продавать нефть, которая транспортируется по БТС. По его словам, такая схема позволит Петербургу получить дополнительно порядка $50 млн в год налогов, которые потеряет бюджет Москвы.

Управляющий партнер юрфирмы A.S.T.Legal Анатолий Юшин указывает, что при такой схеме бюджет Петербурга в первую очередь пополнится за счет региональной части налога на прибыль (в Петербурге — 19%). Кроме того, трейдер будет платить налог на имущество по месту его нахождения, а также местные налоги и сборы. Потерь для федерального бюджета при такой схеме, по его словам, не будет, а вот Москва может подсчитывать убытки.

Правда, в правительстве Москвы пока считать потери не торопятся. “В проекте бюджета города на 2005 г. не учитываются возможные потери от объявленных переездов, потому что фактически, кроме слов, пока нет ничего”, — сказал “Ведомостям” представитель финансового департамента правительства столицы.

В Смольном от комментариев вчера отказались, но источник, близкий к правительству Петербурга, подтвердил “Ведомостям”, что власти города вели переговоры о переводе части налогов “Роснефти” в Петербург. Правда, отмечает он, при верстке бюджета города эти доходы не учитываются — они будут оформляться в виде поправок уже в следующем году. Дополнительные средства, по его словам, пойдут на социальные программы и увеличение зарплат бюджетникам.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров отмечает, что через БТС “Роснефть” экспортирует почти половину своей нефти. По его данным, экспортный график на IV квартал предусматривает экспорт “Роснефти” по системе “Транснефти” по этому направлению в размере 772 000 т, а это 46% от всей квоты компании в дальнее зарубежье. Нестеров отмечает, что в северном направлении “Роснефть” экспортирует нефть и по железной дороге. “Это направление очень важно для компании, через него вывозят нефть ее "дочки" — "Пурнефтегаз", "Полярная сияние" и "Северная нефть". Аналитик отмечает, что через трейдинговую компанию пойдут значительные налоговые выплаты, но сомневается в перспективах этой "дочки". "Газпром", став новым акционером "Роснефти", может изменить схему работы компании”, — поясняет он.

“Роснефть” не первая компания, выразившая готовность платить часть налогов в Петербурге. В августе “Транснефть” заявила о желании открыть в Петербурге филиал для управления имуществом Балтийской трубопроводной системы (БТС), благодаря которому бюджет города может пополниться на $35-50 млн в год. На этой неделе стало известно о намерении Внешторгбанка перенести адрес регистрации в Северную столицу. Кроме того, перерегистрироваться в Петербург намерено крупнейшее российское пароходство “Совкомфлот”, которое уже обратилось с соответствующей просьбой в Росимущество. А Валентина Матвиенко на днях заявила, что ведет переговоры об участии в развитии Петербурга компании “ЛУКОЙЛ”, которой город пообещал выделить 60 участков под строительство АЗС. В “ЛУКОЙЛе” вчера отметили, что “готовы рассмотреть предложения администрации Петербурга”, но от подробных комментариев отказались.



Ведомости