08.10.2004

С SIM-картой, но без трубки



Сразу три исследовательских компании: AC&M-Consulting, J’son&Partners и Iks-Consulting опубликовали отчеты о развитии сотовой связи в России по итогам сентября. Количество абонентов превысило 59 млн человек, а на конец года может перевалить за 69 млн. Причем мобильных телефонов россияне покупают меньше, чем SIM-карт.

Сейчас сотовой связью пользуется более 40% населения России, а в Москве уже девять из десяти человек ходят с телефоном. В AC&M-Consulting отмечают, что сентябрь стал самым урожайным месяцем для российских операторов; они подключили 3,4 млн новых абонентов.

А всего за девять месяцев 2004 года сотовой связью обзавелись 22,8 млн человек. Но, согласно исследованию сети салонов связи «Евросеть», за это же время в России было продано 20,43 млн сотовых телефона.

Эта нестыковка, очевидно, объясняется тем, что некоторые абоненты несколько раз за год меняли SIM-карты, считает Антон Погребинский, старший аналитик AC&M-Consulting.

Бесспорным лидером сотовой связи в России остается МТС (27,6 млн абонентов, из которых в России – 20,8 млн). Но по подключениям в сентябре компания заняла лишь третье место: 800 тыс. новых клиентов. «Мегафон» (соответственно 11,48 млн и 11,45 млн) набрал 900 тыс., а «Би Лайн» (20,5 млн – 19,5 млн) – 1 млн. Таким образом, доля МТС в России сократилась на 1% по сравнению с августом.

При этом, по данным J'son&Partners, лидером по приросту абонентской базы за девять месяцев 2004 года стал «Мегафон» – 81%, а втором месте «Би Лайн» – 73%, а третье снова у МТС – 55%.

10 крупнейших сотовых компаний (AC&M)(Открывается в новом окне)


На фоне такого бума подключений по России москвичи выглядат настоящими пресыщенными лентяями. В сентябре к столичным сотовым сетям подключились только 515 тыс. человек (в августе – почти 580 тыс.).

«Сложно сказать, почему в сентябре в Москве было меньше подключений, чем в августе. Возможно, это связано с тем, что все больше семей покупают телефоны своим детям в августе, перед началом школьного сезона, поэтому наблюдается такой бум, – отмечает господин Погребинский.

В Петербурге, где уровень проникновения сотовой связи стремительно приближается к 80%, наоборот, наблюдался ажиотажый спрос на новые подключения. Аналитики объясняют это тем, что активизировался «Би Лайн», у которого были проблемы с номерами в августе (чиновники Минсвязи задерживали выдачу новой емкости). «Би Лайн» с «Мегафоном», на которых приходится по 35% новых подключений, набрали вместе 150 тыс. новых абонентов, а МТС – около 30 тыс. Представители сотовых операторов наперебой кричат, что сентябрь был очень удачным для них, но аналитики с этим не совсем согласны.

«МТС сохраняет лидерство на сотовом рынке России, но "Би Лайн" агрессивно ее преследует, занимая первое место по подключениям в Москве, Петербурге и регионах, – прокомментировал статистику Погребинский. – К тому же у "Би Лайна" cейчас больше всех регионов в коммерческой эксплуатации – 72. У МТС – 63 (исключая подразделения в странах СНГ) и 69 у "Мегафона"».

Ирина Астафьева, аналитик компании J'son&Partners, считает, что МТС будет принимать более активные меры для привлечения новых абонентов. «"Вымпелком" и "Мегафон" сейчас более активно этим занимаются, поэтому у них больше прирост абонентской базы, – уверена госпожа Астафьева. – МТС ориентирована на более обеспеченных людей. Если компания серьезно займется привлечением других слоев населения, у нее есть все шансы отыграться».

«Все зависит от МТС. Если она ничего не предпримет, продолжится снижение ее подключений, – соглашается Оксана Панкратова, аналитик iKS-consulting. – При этом за последние два-три месяца достаточно серьезно сократилась разница между МТС и "Би Лайном" в России – с 2 до 1 млн абонентов. Даже "Мегафон" обогнал МТС по подключениям».

При этом аналитик старается не делать прогнозов о состоянии рынка на конец года. «Cначала мы считали, что в России будет 62 млн абонентов, в начале лета пересмотрели прогноз до 69 млн. Сейчас ясно, что их будет больше. В ближайшие два месяца мы ожидаем спада активности со стороны населения, но в декабре должно быть в два раза больше подключений, чем в октябре и ноябре», – считает Антон Погребинский из AC&M-Consulting.

Газета.RU