27.09.2004

НРК недовольна "Компанией"



Николай Дицман

Основной владелец журнала “Компания” — Национальная резервная корпорация потребовала отставки главного редактора и гендиректора издания Андрея Григорьева. В НРК не исключают, что журнал вскоре может быть продан.


По данным TNS Gallup Media, в апреле – июле 2004 г. AIR (аудитория одного номера) “Компании” составила 61 000 человек в Москве (исследований аудитории журнала по России не проводится). Издателем журнала является ИД “Курьер”, 68% акций которого принадлежит Национальной резервной корпорации (НРК), 32% – Андрею Григорьеву. По оценке участников рынка, в 2003 г. рекламные поступления “Компании” составили порядка $5 млн, чистая прибыль – $1 млн.

В минувшую пятницу НРК распространила пресс-релиз с требованием отставки Григорьева. Как рассказал “Ведомостям” гендиректор НРК Анатолий Данилицкий, причиной стала “непрозрачность происходящего в журнале”: “В течение трех лет не проводилось ни собраний акционеров, ни ревизий. Есть сведения, что он самовольно вывел [из ИД "Курьер"] торговую марку [журнала]”. Глава НРК не исключил и продажи “Компании”, однако “до этого актив надо привести в порядок”, сказал он.

Григорьев готовится к обороне. “Назначение и смена главного редактора находится в компетенции учредителей издания, т. е. ИД "Курьер", редакции журнала "Компания" и Андрея Григорьева как физического лица, т. е. уволить меня НРК не может”, — говорит он. По его словам, то, что товарный знак журнала будет находиться в собственности редакции, а не ИД, “было предусмотрено изначальными неформальными договоренностями между акционерами”.

Менеджер одной из московских медиакомпаний, знакомый с ситуацией в ИД “Курьер”, утверждает, что товарный знак “Компания” действительно принадлежит сейчас не ИД, а ООО “Редакция “Компания-ДЕ”. “В НРК в свое время пропустили этот момент, так как не особенно разбирались в издательском бизнесе, — говорит собеседник "Ведомостей". — А потом решили продать издание и узнали, что брэнд принадлежит миноритарным акционерам”. По его информации, сам Григорьев неоднократно пытался продать свою долю в ИД “Курьер”, а по словам другого участника рынка, Григорьев пытался продать не свою долю в “Компании”, а торговую марку. Еще один известный на издательском рынке менеджер, также попросивший об анонимности, говорит, что предложения купить “Компанию” делались сразу нескольким известным ИД.

В нынешних российских условиях наличие у средства массовой информации нескольких владельцев опасно, считает президент “ИД Родионова” Алексей Волин. “А у "Компании" еще права на название отдельно. Это делает издание неуправляемым с точки зрения владельцев и их интересов и ставит его в зависимость от менеджмента, — говорит он. — Такая ситуация создает реальные возможности для злоупотреблений”.

Участники рынка по-разному оценивают перспективы продажи “Компании”. “У журнала правильное позиционирование, правильная аудитория”, — говорит гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев. Но журнал проигрывает лидерам рынка и остановился в развитии, возражает гендиректор агентства “Медиамарк” Константин Исаков. По мнению Исакова, заинтересоваться журналом могли бы издательские дома, у которых нет делового еженедельника. “Второй вариант — имиджевая покупка банком или корпорацией”, — говорит он.

Исходя из формальных способов оценки (двухгодичный оборот или 10-летняя прибыль) стоимость “Компании” составляет порядка $10 млн, считает коммерческий директор ИД “Коммерсантъ” Павел Филенков. Другой участник рынка оценивает издание максимум в $5,5 млн, а Алексей Волин называет цифру в $1,5 млн. “Однако в нынешнем состоянии журнал не стоит ничего”, — сомневается один из участников рынка.



Ведомости