27.09.2004

Дистрибьютор не нужен. Табачные компании избавляются от посредников



Екатерина Долгошеева

Международные табачные компании, почти полностью контролирующие российский рынок сигарет, полны решимости изменить присущие ему правила игры, лишив работы посредников — сигаретных дистрибьюторов. ВАТ сама развозит в торговые точки уже более 40% своей продукции, ее конкуренты, хотя и отстают, движутся в том же направлении. По оценкам экспертов, уже в будущем году половина сигарет в России будет попадать в розницу, минуя оптовиков.


Во II квартале 2004 г., по данным маркетинговой компании “Бизнес Аналитика”, 36,1% продаж на российском табачном рынке в денежном выражении приходилось на Philip Morris, за ней идут British American Tobacco (BAT, 18,4%), Japan Tobacco International (JTI; 17,7%) и Gallaher (12,1%). В общей сложности международные компании контролируют более 80% российского рынка сигарет.

В конце прошлой недели ВАТ объявила, что реализует более 40% продукции через “схемы прямой доставки”. Табачная отрасль переживает сейчас второй этап реорганизации системы сбыта, утверждают участники рынка. “Сейчас успех табачных производителей зависит не столько от стабильных цен на их продукцию, сколько от того, как их продукция будет представлена в рознице”, — уверен президент табачной ассоциации “Гранд-табак” Сергей Шелехов. По его мнению, обеспечить стопроцентное присутствие в рознице можно только через систему прямой доставки, подразумевающую развоз сигарет в торговые точки прямо со складов производителя силами табачной компании, либо ее эксклюзивного дистрибьютора.

Все мировые табачные гиганты начинали свои продажи в России в начале 90-х через цепочку оптовых компаний. “На своей "четверке" я подъезжал в ВАТ и закупал там "Яву", которую сам же и развозил по торговым точкам”, — вспоминает владелец одной из крупнейших столичных дистрибьюторских компаний. Однако уже в конце 90-х производители пришли к выводу, что контролировать цены и присутствие своей продукции в торговле легче, работая с несколькими дилерами. Первой решилась на значительное сокращение оптовиков Philip Morris: до 1996 г. у нее было около 30 дистрибьюторов, сейчас лишь три. Аналогичную реструктуризацию в 1997 г. начала проводить и BAT — теперь с этой компанией напрямую работают лишь два дистрибьютора. С начала текущего года третий в России производитель сигарет — JTI, до этого работавший более чем с 70 оптовыми покупателями, подбирает эксклюзивных оптовиков в каждом регионе России. “Среди несомненных преимуществ программы прямой доставки, которая гарантирует нашей компании лучший контроль за своей продукцией в розничной торговле, — рост дистрибьюции, стабильные и управляемые цены, а также избежание ситуации отсутствия товара на прилавках”, — говорит управляющий по связям с общественностью JTI Андрей Ерин.

Первой компанией, начавшей внедрять прямую доставку продукции, стала ВАТ. По словам директора по маркетингу ВАТ Дэвида Стира, сейчас компания имеет собственные склады в 100 крупнейших городах России. Именно прямой доставке компания обязана своим нынешним 2-м местом на рынке, утверждает Стир.

Внедрением “прямых продаж” занимается и Gallaher. Ее дистрибьютор “Мегаполис” продает способом прямой доставки около 30% российской продукции Gallaher.

Philip Morris начала доставлять продукцию напрямую в российскую розницу в начале этого года. О конкретных результатах почти годичной работы в компании сообщить отказались, отметив лишь, что “система прямой доставки покрывает большинство ключевых городов России”. Дистрибьюторы утверждают, что сейчас российское подразделение Philip Morris самостоятельно доставляет в розничную торговлю не менее 10% своей продукции.

По оценке Шелехова из “Гранд-табака”, уже через год по каналам прямой доставки будет попадать в розницу половина сигарет, выпускаемых в России.



Ведомости