27.09.2004

Битва дискаунтеров. Ryanair и EasyJet не поделили маршруты



Олег Митяев

Крупнейшие европейские авиакомпании-дискаунтеры — ирландская Ryanair и британская EasyJet перешли к открытому противостоянию. Ryanair решила вторгнуться на территорию EasyJet и летать из Лондона в Испанию. В ответ британцы открывают три маршрута в вотчину своих конкурентов Ирландию.


Ryanair – крупнейший авиаперевозчик – дискаунтер в Европе. В 2003–2004 финансовом году, завершившемся 31 марта, Ryanair перевезла около 23 млн пассажиров. Выручка компании составила $1,31 млрд, чистая прибыль – $252 млн. EasyJet – второй по величине европейский авиадискаунтер. В 2002–2003 финансовом году, завершившемся 30 сентября, авиакомпания перевезла около 20 млн пассажиров. Выручка EasyJet составила $1,55 млрд, чистая прибыль – $54 млн.

21 сентября Ryanair объявила о запуске двух новых рейсов в Испанию из лондонского аэропорта Стэнстед. С ноября самолеты компании начнут летать в Валенсию, а с января — в Альмеру. EasyJet объявила об открытии с ноября маршрутов в эти города еще в начале сентября. А в минувший четверг британская компания объявила, что с января следующего года организует рейсы из лондонского аэропорта Гатвик в Ирландию — в Дублин, Корк и Нок. Таким образом, британская авиакомпания вторгается на родную территорию Ryanair.

Ранее два ведущих дискаунтера, несмотря на бурное развитие своих авиаперевозок в Европе, старались избегать прямой конкуренции на одних и тех же маршрутах. “На испанском рынке остается еще достаточно пространства, — говорится в заявлении EasyJet. — Но намерение Ryanair организовать рейсы в эти два города Испании выглядит как откровенная провокация”. EasyJet полагает, что рейсы из трех ирландских аэропортов в Лондон приносят Ryanair наибольшую прибыль, поскольку на этом направлении отсутствуют конкуренты, и здесь ирландцам можно нанести чувствительный удар. Гендиректор EasyJet Рэй Вебстер прошелся и по тарифам Ryanair в Ирландии. По его словам, в других странах Европы дискаунтер предлагает одни из самых низких цен. Но у себя дома, утверждает Вебстер, на многих рейсах билеты Ryanair стоят достаточно дорого, что позволяет авиакомпании “получать стабильно высокие прибыли”. Кроме того, с марта будущего года EasyJet увеличит число рейсов в Валенсию и Альмеру за счет Гатвика.

Но гендиректор Ryanair Майкл О'Лири не боится конкуренции со стороны EasyJet. “Мы с нетерпением ожидаем шестого представителя Великобритании, который хочет подарить бедному народу Ирландии плоды либерализации, — заявляет он. — Его ожидает такая же неудача, как и всех остальных”. “Всегда побеждает тот, у кого самые низкие издержки, — продолжил О'Лири. — Мы всегда будем вести ценовые войны на любом конкурентном рынке”.

Помимо свирепой конкурентной борьбы между дискаунтерами их положение осложняется высокими ценами на нефть. В конце прошлой недели они достигли в США нового исторического максимума — $48,88 за баррель. “Всех по-прежнему беспокоит то, что будет зимой, — цитирует Reuters аналитика Dresdner Kleinwort Wasserstein Майка Пауэлла. — Невысокие доходы и высокие цены на топливо указывают на снижение прибыли [дискаунтеров] в следующем году”.

В завершающемся финансовом году EasyJet увеличила свой пассажиропоток до 24,2 млн человек и повысила прогноз прибыли до налогообложения с $93,6 млн до $108 млн. Но, готовясь к трудным временам, она снизила планы роста своего авиафлота в следующем году с 24% до 16%. В четверг курс акций EasyJet упал на 8% до рекордного минимума. С начала года он снизился примерно на 60%. Акции Ryanair с начала года подешевели на 40%. (Использованы материалы FT, DJ.)



Ведомости