17.09.2004

Перед импортерами поставят еще один таможенный барьер в виде швейцарской компании SGS



Как стало известно Ъ, до конца сентября премьер-министр Михаил Фрадков может подписать документ с рабочим названием "Положение о предотгрузочной инспекции". Согласно документу, многие импортные товары будут проходить досмотр дважды: на российской границе (как и сейчас) и при загрузке на территории экспортера. Новая услуга будет стоить импортерам 1% стоимости ввозимого товара, а переговоры о ее оказании, по информации Ъ, ведутся со швейцарской компанией Societe Generale de Surveillance (SGS).


           Положение о предотгрузочной инспекции разработано в соответствии с федеральным законом от 8 декабря 2003 года #164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно документу, все товары так называемой "группы риска", импортируемые на территорию России, будут помимо таможенного досмотра непосредственно на границе досматриваться при загрузке на экспортной территории. В "группу риска" попадают товары, по поводу которых у российских властей существуют сомнения относительно достоверности декларирования. Это бытовая техника, часть продуктов питания (например, мясо и чай), мебель, одежда и обувь – всего более 500 товарных групп.


       По данным источника Ъ в Минэкономразвития, положение может быть подписано премьер-министром до 22 сентября. Для импортеров это означает, что помимо стандартных таможенных платежей у них появится новая статья расходов, причем весьма существенная. Кроме платы за услуги проверяющего органа (1% стоимости ввозимого товара) им придется заплатить за перезагрузку и простой товара, а также за его возможную порчу. По подсчетам импортеров бытовой техники, только до конца года они потеряют более $100 млн. За это время в Россию должно прийти более 30 тыс. фур с бытовой техникой. Перезагрузка, простой и порча товара обойдутся примерно в $2 тыс. с каждой машины. Таким образом, при средней стоимости фуры в $125 тыс. только на перезагрузке импортеры потеряют около $50 млн. Примерно столько же составит стоимость услуги предтаможенного досмотра этих фур.


       Заниматься предотгрузочной инспекцией, скорее всего, будет швейцарская компания SGS, специализирующаяся на оказании подобного рода услуг развивающимся странам, не имеющим собственной таможенной инфраструктуры. Переговоры об этом, по словам источника Ъ в Минэкономразвития, ведутся сейчас на самом высоком уровне. Именно руководству МЭРТа, в состав которого в ходе административной реформы вошла таможенная служба, принадлежит идея предотгрузочной инспекции и привлечения иностранной компании – в министерстве посчитали, что прежнее руководство таможни так и не справилось с "серым" импортом.


       От официальных комментариев в МЭРТе вчера отказались. Не удалось получить подтверждения факта переговоров и в SGS. В Федеральной таможенной службе комментировать проект постановления также отказываются, ссылаясь на то, что этот вопрос находится не в их компетенции. Неофициально же таможенники говорят: "Получается, что нам не доверяют, раз наши функции фактически передали иностранной компании".


           Societe Generale de Surveillance – одна из крупнейших компаний, оказывающих услуги по проведению предотгрузочной инспекции. Офисы SGS находятся в 140 странах мира, в компании работает около 30 тыс. специалистов. В 2001 году договор с SGS заключило правительство Молдавии, однако в 2002 году правительственная комиссия пришла к заключению, что деятельность SGS к положительным результатам не привела, и договор с швейцарской компанией был расторгнут.


       О том, что события могут развиваться по такому же сценарию и в России, говорят участники рынка. "Отрадно, конечно, что правительство задумывается о том, чтобы облегчить работу таможни,– считает председатель общероссийской общественной организации 'Деловая Россия' Борис Титов.– Однако вызывает сомнение, что подобное решение даст положительный результат. Подобный двойной контроль был в свое время введен, например, в Венесуэле. Это привело к росту цен и увеличению коррупции. Надо думать о либерализации таможенных правил, а не о создании дополнительных барьеров". "Сама по себе идея никакого отторжения не вызывает,– говорит президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Пляцевой.– Серьезные опасения вызывает ее реализация. Как бы не получилось так же, как с защитными марками, которые продавали пачками всем желающим. Фактически это частный налог со всего импорта. На практике подобная мера может привести к огромным потерям импортеров и, как следствие, к росту цен. У нас всего шесть таможенных терминалов, на которых оформляется бытовая техника. Гораздо проще навести порядок здесь, чем делегировать полномочия за границу".


       ЕКАТЕРИНА Ъ-ЛЮБАВИНА



КоммерсантЪ