16.09.2004

Пивовары не поняли чиновников. ФАС разъясняла им закон "О рекламе"



Антон Сарайкин

Вчера руководство ФАС собрало представителей крупнейших пивоваренных компаний, чтобы разъяснить им, как чиновники этого ведомства будут трактовать на практике недавно вступившие в силу поправки к закону “О рекламе”, серьезно ограничивающие возможности для продвижения пива. По словам участников встречи, на большинство интересовавших их вопросов ответов они так и не получили, зато ФАС огорошила их тем, что безалкогольное пиво будет считать обычным.


5 сентября вступили в силу поправки к закону “О рекламе”, ограничивающие рекламу пива. Новая версия закона предписывает отдавать 10% площадей или времени рекламных сообщений предупреждению о вреде употребления пива. Реклама не должна сообщать, что употребление пива “имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния” или “является одним из способов утоления жажды”. Реклама пива не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. А с 1 января 2005 г. в рекламе пива будет запрещено использовать образы людей и животных.

За десять дней, прошедших с момента принятия “антипивных” поправок к закону “О рекламе”, ФАС разработала для своих теруправлений рекомендации по их применению. Сегодня документ должен быть завизирован руководством антимонопольной службы и разослан ее региональным подразделениям. А вчера на встрече с представителями пивоваренных и рекламных компаний начальник Управления контроля рекламной деятельности ФАС Сергей Котов огласил часть этих рекомендаций.

Наибольшее количество вопросов пивоваров к новой редакции закона связано с положениями, запрещающими “прямо или косвенно демонстрировать зрителю, что употребление пива утоляет жажду, способствует достижению общественного, спортивного или личного успеха либо улучшает физическое или психическое состояния”. По словам Котова, употребление пива героем рекламы “без прямой связи с утолением жажды” нарушением закона чиновниками ФАС считаться не будет.

В разработанных ФАС рекомендациях, по словам Котова, прямо указано, что все ограничения рекламы пива распространяются и на безалкогольное пиво. На вопрос присутствовавшего на встрече замдиректора “Балтики” Дмитрия Музыченко, что ведомство предлагает сообщать потребителю во время 10% рекламного времени, отведенного на рассказ о вреде употребления пива, Котов предложил в этом случае ставить сообщение о “безвредности продукта”.

В рекомендациях ФАС указывается, что атрибутика и пивные этикетки, сувенирная продукция, стойки бара, краны и прочие элементы оформления торговли рекламой не являются. Но под запретом будет мультипликационная и анимационная реклама, в том числе и компьютерная графика, с помощью которой “оживают”, к примеру, кружки и бутылки.

Что же касается наиболее спорного положения о запрете участия в рекламе “образов людей и животных”, то здесь антимонопольная служба пока не готова внести ясность. “Пока мы это не комментируем, до вступления в силу этих поправок еще есть время. Думаю, в течение месяца у нас появится мнение и по ним”, — заверил Котов.

Большинство опрошенных “Ведомостями” пивоваров пожаловались на то, что основная часть заботящих их вопросов осталась непроясненной. “Конечно, многие остались неудовлетворены полностью, но встречу можно назвать полезной”, — считает глава Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов. “Радует положительный настрой ФАС, видно, что они не собираются делать из закона абсурд”, — добавил присутствовавший на встрече сотрудник “Очакова”, попросивший об анонимности.

Большинство спорных моментов остались для пивоваров в “подвешенном состоянии”, говорит Мамонтов. По его мнению, ответы на них участники рынка теперь смогут получить только из практики, в том числе судебной.



Ведомости