10.09.2004

Еврокомиссия либерализует рынок автозапчастей



Олег Митяев

До конца сентября Еврокомиссия может одобрить план либерализации рынка автозапчастей, оцениваемого в $12 млрд. Но ей предстоит столкнуться с мощным лобби автопроизводителей, желающих сохранить монополию на запчасти на крупнейших авторынках Европы — в Германии и Франции.

Еврокомиссия рассмотрит 14 сентября предложения, направленные на либерализацию европейского рынка автозапчастей. Комиссар Европейского союза по единому рынку Фриц Болкештайн утверждает, что в случае их принятия цены на автозапчасти могут резко снизиться. Правда, чтобы получить силу европейского закона, эти предложения еще должны быть одобрены всеми странами ЕС и Европейским парламентом — а на это может уйти несколько месяцев.

Основная идея Еврокомиссии в том, чтобы ввести конкуренцию среди производителей наружных частей автомобиля, таких как зеркала, фары и панели кузова. Эти комплектующие составляют примерно четверть всего рынка запчастей в ЕС, или около 10 млрд евро ($12 млрд) в год. Сейчас специфический дизайн машин разных марок и комплектующих к ним защищен законами об интеллектуальной собственности, и поэтому автомобильные компании либо производят автозапчасти сами, либо передают их изготовление подрядчикам. Но сторонники либерализации рассчитывают ввести в европейское законодательство “оговорку о запчастях”, допускающую к производству запчастей и сторонних производителей.

Такая ситуация уже существует, например, в Великобритании и Испании. Но в других странах Евросоюза, включая первый и второй авторынки Западной Европы — Германию и Францию, автопроизводители сохраняют монополию на запчасти своих марок. И их представители в Еврокомиссии будут противостоять предложениям комиссара Болкештайна.

Сами автоконцерны утверждают, что потребители мало что выиграют от либерализации этого рынка, зато в странах ЕС сократятся рабочие места. Автопроизводители напирают и на невозможность гарантировать безопасность дешевых запчастей, большая часть которых будет импортироваться из стран Азии, где дешевая рабочая сила. Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) заявляет, что из-за нововведений Еврокомиссии будут нарушены требования к дизайну передней части автомобилей, направленные на безопасность пешеходов.

Зато предложения Еврокомиссии одобряют независимые производители комплектующих из объединения ECAR. Они объясняют упорство европейских автоконцернов экономическими причинами: ведь до 40% своей выручки они получают от продажи запчастей, показывает исследование McKinsey. А исследование рынка запчастей, проведенное объединением европейских страховщиков CEA, показывает, что в странах ЕС, сохранивших монополию на производство наружных запчастей, они дороже в среднем на 9,8%.

“В то время как в большинстве стран ЕС спокойно можно приобрести более дешевые запчасти производства независимых компаний, монополия по-прежнему сохраняется на крупнейших рынках — в Германии и Франции”, — цитирует Reuters исследование германского банка Heleba, который оценивает этот рынок у себя в стране в 2,5 млрд евро. “Хорошо известно, что автопроизводители получают высокие прибыли от автозапчастей, и сейчас этот их бизнес оказался под угрозой”, — констатируется в исследовании. (Использованы материалы FT.)



Ведомости